6. АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ «ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ»
И ГЛОССОЛАЛИИ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА

Как видно из приведенных примеров в первохристианскую эпоху – первый век распространения христианства, о «даре языков» крайне мало свидетельств, они исчерпываются книгами вошедшими в канон Священного Присания. Первое упоминание об этом явлении содержится у Иринея Лионского, при этом «дар языков» понимается именно в смысле дара говорения иностранными языки.

Вся святоотеческая традиция понимания этого явления также придерживается мнения что апостолы и первые христиане получили дар говорения на иностранных языках, а не бессмысленного бормотания или особого ангельского языка.

Как было показано на примерах, не смотря на то, что по мнению большинства исследователей «дар языков» ко временам Иоанна Златоуста прекратился, он все равно присутствовал в церкви в единичных проявлениях. Таким образом, мы можем говорить не о полном исчезновении дара, а о прекращении его массового проявления в христианском обществе.

Что касается глоссолалии, то из приведенных фактов становится очевидно, что явление это не новое, оно практиковалось в глубокой древности и используется по сей день в разных религиозных и не религиозных системах. «Явления, схожие с глоссолалией, встречаются и в нехристианской, и в нерелигиозной среде (буддизм и индуизм, и в сектах, подобных мормонам [155]) и оказываются обычными "для экстатических эмоциональных переживаний, когда интенсивное высвобождение эмоций делает невозможным рациональную речь"» [156]. Возникает вполне обоснованный вопрос: Если признать глоссолалию за истинный дар Святого Духа, т.е. если дар языков проявлялся в виде бессмысленного говорения, то как это могло быть знаком для неверующих: «Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» [1 Кор. 14:22]. Если этот «дар» не был уникальным, а был хорошо известен в языческой среде, стал ли Господь давать такой «дар», который по своему внешнему виду был бы очень похож на языческий экстаз и каким образом он был бы знамением для язычников? Ответ очевиден – в этом нет никакого смысла.

Когда глоссолалия проникла в христианскую среду определить очень сложно. Многие специалисты утверждают, что одними из первых глоссолалией стали пользоваться монтанисты. После пересмотра трудов церковных историков, не было найдено ясных свидетельств того, что монтанисты практиковали глоссолалию. Не было найдено подтверждения этого факта и в трудах Тертуллиана, доступных автору на русском языке, в то время как его труды являются важнейшим источником по истории монтанизма. Все это дает повод подвергнуть сомнению утверждение, что глоссолалия в виде говорения на несуществующем или ангельском языке присутствовала в этой секте. Но надо сделать оговорку. Далеко не все труды Тертуллиана переведены на русский язык, а данное исследование глоссолалии в монтаизме не охватило все источники по истории этой секты. Таким образом, могут появиться неопровержимые доказательства присутствия глоссолалии у монтанистов. Я не исключаю эту возможность, т.к. описания монтанистского экстаза очень напоминают экстаз современных харизматиков, по этому по аналогии с современным явлением логично и присутствие бессвязного бормотания у древних сектантов. «Сектантский экстаз – явление ненормальное, сплошь и рядом осложняющееся патологическими симптомами, а явление такого рода, как известно, чрезвычайно стереотипны, шаблонны, остаются неподвижными и устойчивыми в течении веков и при смене обстоятельств» [157]. Но пока не будут найдены исчерпывающие доказательства монтанистской глоссолалии, сомнение в этом историческом факте будут иметь под собой все основания.

Глоссолалия всегда сопровождала человечество как психическое явление (случаи глоссолалии могут проявляться во сне, даже у обычных людей) и не удивительно, использование этого явления в религиозных целях. Начиная примерно с 17 века, подобное явление начало приобретать массовый характер в христианской среде. Связано это прежде всего с отрывом от святоотеческой традиции толкования Священного Писания, когда люди перестали доверять опыту церкви, не обращая внимания на то, как дар языков понимался во II,III,IV веках. Значительную роль играет богословская безграмотность и невежество. Чрезмерное увлечение чувственность, желание получить любой ценой то, чего Господь не дал, привели к тому, что люди перестали рассуждать над происходящим, подгоняя смысл Писания бод конкретные явления и события.

Что касается глоссолалии как особого языка следует упомянуть, что независимые исследования, проведенные «лингвистами, филологами, историками, этнографами разных стран — Д. Кидахл (1972 г.), Ю. Нид (1960 г.), У. Уолфрам (1956 г.), У. Самарин (1972 г.), X. Мелони и А. Ловекин (1985 г.) и др. показывают, что различий в неизвестных языках, приведенных выше, нет, и что самое главное — глоссолалия не может быть вообще названа языком (!), так как не выполняет требований, предъявляемых к любому языку» [158].

В чем же суть этого явления? Глоссолалия проявляется по разному, можно выделить два основных ее вида:
1) глоссолалия проявляется в виде говорения-бормотания непонятных слов, и сопровождается эмоциональными переживаниями разной силы или полным спокойствием говорящего.

2) проявления похожие на состояние психоза, сопровождающееся конвульсиями, слезами, пеной во рту, иногда смехом, воздыханиями и стонами, изменениями в лице, и особенно глазах, жестами, трясениями и даже локомоторными телодвижениями [159]. Для такого рода проявления глоссолалии характерно, распространение явления на всех присутствующих, которые теряли контроль над собой, впадали в транс и начинали говорить на незнакомых языках.

Глоссолалия может иметь разные источники своего происхождения от чего и зависти разнообразие форм этого феномена.

Во первых, как было доказано учеными глоссолалии можно просто обучаться, при этом, люди не религиозные обучаются глоссолалии гораздо быстрее.

Н. В. Порублев приводит свидетельство бывшего харизматического пастора: «Наконец, я признался себе. Истина состояла в том, что ничего чудесного не было в этом моем «даре» — я научился говорить на языках… Я достиг успеха в собственном говорении на глоссолалии путем практики, а не посредством внезапного явления силы Духа Святого. Вспомнив прошлое, я смог увидеть, что руководился более давлением со стороны благонамеренных друзей, нежели Духом Святым» [160]. Кроме того многие люди, которые отпали от церкви, отлучены от нее, проводят безнравственную жизнь (пьянство, блуд и т.п.) или вообще перестали верить, могут продолжать практиковать «языки».

Глоссолалия может происходить от чрезмерного нервного возбуждения, психического заболевания, в результате господства подсознания, суггестии (внушения) и автосуггестии (самовнушения) или от совокупности этих факторов.

Д.Г. Коновалов специализировался на изучении религиозного экстаза в русском мистическом сектантстве, исследователь скоро убедился, что для правильного понимания этого явления необходимо глубокое изучение психических расстройств, заболеваний нервной системы и непосредственное наблюдение за некоторыми категориями больных.

Вот как он оценивает состояние экстаза, частью которого является глоссолалия, его слова не смотря на то, что они были сказаны в XIX веке, актуальны и сегодня. «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве, есть ни что иное, как своеобразное душевное волнение, разряд нервно-психического возбуждения, вызываемого искусственными религиозными упражнениями, подготовленного суровым аскетическим режимом и обусловленного в значительной мере особенной психофизической организацией самих сектантов-экстатиков. В своем полном развитии экстатическое волнение сектантов состоит из трех компонентов: умиления, восторга и вдохновения…

Придя в себя после пережитого эмоционального урагана, сектанты испытывают облегчение, которое, однако, соединяется с ощущением истомы, разбитости, иногда полного изнеможения и даже временным параличом. Экстатическое волнение, по сравнению с обыкновенным душевным волнением, отличается: а) чрезмерным развитием своих физических и психических элементов, совсем не соответствующим моменту, обуславливающему его наступление, б) неестественным соотношением между различными элементами волнения и в) наклонностью к чрезмерной длительности. Наличие указанных особенностей в сектантском экстазе позволяет охарактеризовать его, как ненормальное душевное волнение, точнее, как ненормальную радость, в виду господства в нем этой эмоции. Подобного рода ненормальная радость встречается не только у сектантского экстаза: при опьянении алкоголем, гашишем и другими «ядами интеллекта», в эмоциональных припадках истерии, в кризах неврастеников и приступах маниакального возбуждения у различных душевнобольных… Во всех этих случаях ненормальная радость возникает на почве повышенной нервной возбудимости, которая обусловливается многими и сложными причинами – болезнями, особенно нервными, плохим питанием, а также и суровым аскетическим режимом [161].

Безусловно, далеко не всегда, глоссолалия связана с психическими отклонениями субъекта.

Третий источник глоссолалии – одержимость злыми духами. В церковной практике встречается достаточное количество случаев, явной одержимости человека после участия в харизматических молениях. Описано много случаев, когда пятидесятники решали согласно словам Апостола Иоанна «Испытывайте духов, от Бога ли они» [1 Иоан. 4:1] проверить, от Бога ли их возможность говорить «языками».

Некто Герман Книппель из Дуйсбурга был «крещен Духом и сила ниспала на него, и он пал на землю». Однако, после различных наблюдений он начинает относиться ко всему этому скептически и решает испытать дух, говорящий на «языках». На этих испытаниях он спрашивает духов об их исповедании и получает следующие ответы:

«Да будет проклят Иисус Христос!»
«Поклонитесь мне!»
«Я — от Бога! Не предавай меня!»
«Я пришел прославиться, многих ввести в заблуждение и многих увлечь в преисподнюю!»
«Я освободился от Бога-дья-дья-дьявола, я сгублю, я убью тебя, если ты разоблачишь меня».

После этого Книппель отрекся от движения «говорения на языках» [162].

Другой случай описывает как пятидесятник, не найдя плодов духовных у одного «одаренного духом», подошел и сказал ему: «Во имя Иисуса Христа спрашиваю тебя: «Откуда ты пришел?» Дух отвечал: «Из преисподней»…

Пастор И. Урбан из Хаусдорфа был в Бриге, по его словам, исцелен чудесным образом и с тех пор решительно стал на сторону пятидесятнического движения. Но в Бланкенбурге к нему пришло отрезвление. На квартире одного из проповедников было устроено испытание духов, в котором участвовало несколько известных пятидесятнических лидеров. Вопросы и ответы во время этого испытания стенографировались пастором Урбаном, который и обнародовал их позже.

Владевшие даром говорения «на языках» договорились между собою и просили Бога, чтобы Он не позволил духам, в случае, если они не от Бога, исповедовать Иисуса Христа Спасителем, пришедшим во плоти согласно 1 Иоан. 4,2. Затем позвали пророчицу Дору Ленк, через которую должен был говорить тот дух, который они желали испытывать и спрашивать.

«Первый и главный вопрос гласил: «Ты, дух, живущий в Доре Ленк, что исповедуешь ты о нашем многославном Господе? Кто Он таков?» Но на протяжении всего вечера дух не исповедывал Христа. Он говорил обо всем: о воскресении, славе, втором пришествии, излиянии Духа, но исповедовать, как о том говорится в 1 Иоан. 4,2, Бог в верности Своей ему не позволил, в этом я твердо убежден. На следующий день дух хотел ввести нас в заблуждение тем, что выступил под именем самого Христа и сказал: «Я — Иисус, Господь, Сын Божий и стал я человеком и плотию ради вас. За вас я страдал и умер. Разве не достаточно вам этого?» Но эти слова были не тем библейским исповеданием Иисуса Духом Божиим, а обманом, будто сам этот дух и есть Христос» [163].

А. Эссен, которому отчасти довелось самому испытать на себе «дар глоссолалии», дает им точную характеристику. Он пишет: «…я твердо убежден, что в движении «говорения на языках» активно задействован сатана, и я не буду оспаривать те различные случаи одержимости, происшедшие в связи с этим движением, столь сильно воздействующим на нервную систему». Справедливости ради надо заметить, что в силу своей принадлежности к пятидесятничесту, Эссен считает, что не все харизматические направления можно считать сатанинскими, не все «иные языки» - бесовского происхождения [164].

И протестанты и православные неоднократно задавались вопросом, насколько можно доверять таким саморазоблачениям бесовских духов. Когда женщина, одержимая духом прорицательным [Деян. 16,16—18], фактически говорила правду о Павле и Силе: «Эти мужи-рабы Бога Всевышнего, проповедующие путь спасения», то Павел не пожелал воспользоваться этой дешевой пропагандой в своих целях, но, «вознегодовав», изгнал духа. Присоединюсь к тому мнению, что «все эти «саморазоблачения» следует расценивать не иначе, как и многие так называемые «пророчества», возвещаемые в пятидесятниками от первого лица. То, что в «говорении на языках» могут проявляться и демонические силы, не отрицали и сами вожди пятидесятнического движения. «Говорение на языках... может возникнуть при психических заболеваниях, а также под воздействием бесов» [165].

Массовое поражение глоссолалией во время сектантских «богослужений» можно объяснить как с точки зрения индуцируемого психоза, когда определенное состояние психики одного человека может передаваться другому; может быть следствием массового гипноза, может быть и массовым проявлением действия нечистого духа на людей.

На основании проделанного исследования можно сделать следующие заключения:
1. Истинный дар говорения на языках, как распространенное (массовое) явление пребывал в Церкви во II-III веках, но в IV веке, он был практически не известен, хотя и проявлялся в некоторых христианах, обычно святых людях.
2. Подавляющее большинство отцов церкви понимали под «даром языков» чудесную способность говорить на иностранном я языке.
3. Глоссолалия не является сугубо христианским явлением. Бормотания и выкрикивания на непонятных языках широко встречаются практически во всех религиозных культах [166].
4. Глоссолалия может проявляться в нескольких видах и может быть спровоцирована разными причинами, как психофизическими, так и мистическими.

Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что современная глоссолалия не идентична дару языков, описанному в Священном Писании, ярко проявлявшемуся в первые века христианства и на протяжении всей его истории.

В чем же секрет популярности этого феномена? Об этом очень хорошо написал еще в XIX веке Д.Г. Коновалов: «Сектантские собрания привлекательны тем, что на них, под влиянием сильных экстазирующих средств (воодушевленной проповеди и молитвы, умиленного чтения Священного Писания, своеобразного пения, плясок и пророчеств) и особенно под впечатлением экстатического возбуждения некоторых участников, - даже мало возбудимый человек невольно заражается общим повышенным настроением, приходит в экзальтацию, соединяющуюся с очень приятным самочувствием. Без этого утешительного возбуждения, близко граничащего с экстазом, мистические секты, по словам одного бывшего хлыста, были бы "ничтожны"» [167].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter