5.3. Харизматизм в Православной церкови
Отец Серафим (Роуз) в своей книге «Православие и религия будущего» приводит отрывок выступления одного из харизматических лидеров: «Коста Дейр взял микрофон и сказал нам, что его сердце болит за Греческую Православную Церковь. Он попросил священника епископальной Церкви отца Дрисколла помолиться, чтобы Святой Дух «охватил» эту Церковь, так же как Он охватил Католическую церковь. Пока отец Дрисколл молился, Коста Дейр рыдал в микрофон. За молитвой последовало длинное сообщение на языках, и столь же длинное толкование, разъяснившее, что молитвы услышаны и что «Святой Дух» пронижет и разбудит Греческую Православную Церковь... К этому времени поднялся такой плач и крик, что я внутренне отшатнулась от всего этого... Но я сама услышала удивительные слова: "Когда-нибудь, читая, что Дух проникает в Греческую Православную Церковь, вспомним, что мы были здесь, когда это началось"» [126].
Через шесть месяцев после описанного события произошла межконфессиональная «харизматическая» встреча в Сиэттле, и тут православные христиане действительно услышали, что «харизматический дух» проникает в Греческую Православную Церковь.
5.3.1. Харизматическое возрождение среди православных в США
«Первоапостолом» харизматического учения и глоссолалии считают священника Евсевия Стефану. Начиная с января 1972 года в журнале «Логос», который издает о. Евсевий, стали появляться сообщения о харизматическом движении, которое началось еще раньше в некоторых греческих и сирийских приходах в Америке и теперь распространилось на некоторые другие, при активном содействии о. Евсевия [127].
Вслед за пятидесятниками Евсевий Стефану утверждает, что исторический дар Пятидесятницы давал христианам способность молиться в Духе, а не знание языков народов Римской империи для научения язычников. Священное Писание, святые Отцы и учители Церкви, напротив, предлагают нам понимание харизматического дара языков как помощь в распространении Евангелия на конкретных языках народов.
Три волны пятидесятничества выглядят в устах Евсевия исполнением предсказания прор. Иоиля о том, что ко времени приближения Второго Пришествия Бог изольет поздний дождь. Этот образ ранних и поздних дождей является излюбленным аргументом пятидесятников в их попытках объяснить отсутствие феномена языков на протяжении всей церковной истории [128].
Неоднократно он был под запретом священноначалия, начиная с 1968 года. Он вынужден был уйти из Семинарии, где преподавал. Он был переведен из своего прихода в церковь во Флориде. В 1986 году он был проинформирован, что Греческая Церковь начала рассмотрение вопроса о его извержении из сана. Прошение об этом Греческой Американской Архиепископии, однако, было отклонено Вселенским Патриархатом.
Воскресное Богослужение в теперешнем приходе о. Евсевия, по непроверенным данным, состоит из двух частей - малая и формально необходимая часть, Литургия, и главная - представляющая из себя обычное протестантское пятидесятническое/харизматическое богослужение [129].
Вот как отзывается о личности и деятельности о.Евсевия А.Л.Дворкин: «Его много раз запрещали в священнослужении, но всякий раз, благодаря обширным политическим связям и финансовой мощи, ему удавалось восстановиться. В конце концов он выбил себе некий статус самостоятельного существования, когда он, формально оставаясь в сане, делает что хочет, вне официальных структур греческой американской архиепископии Константинопольского патриархата, а она его "не замечает".
Как-то в начале 80-х гг. я видел приглашение на прием по поводу открываемого Евсевием православного монастыря. Было написано об обязательной форме одежды: для мужчин смокинги, для женщин - вечерние платья. Поскольку смокинга у меня не было - я не пошел. Очевидцы рассказывали об отменном фуршете и о французском шампанском, разносимом лакеями. Губернатор разрезал ленточку. Дамы блистали декольте, мужчины дымили сигарами. Виновники торжества - новоиспеченная братия во главе стола принимала поздравления и готовилась к аскетическим подвигам. Поднимались тосты за "соль земли", "свет миру" и "харизматическое возрождение православия". Жалко только, что через пару месяцев монастырь закрылся» [130].
Долгое время Евсевий Стефану и его последователи пропагандировали харизматическую ересь «на общественных началах». Но в 1973 году архиепископ греческого епископата Северной и Южной Америки Иаков официально одобрил деятельность о. Евсевия, дозволив проповедовать повсеместно о дарах Святого Духа [131]. Сегодня он является директором «Православного центра обновления (или «Православного обновленческого центра») св. Симеона Нового Богослова».
В США действует «Харизматическая Православная Церковь» и в качестве отдельной структуры. Возглавляет ее некий «блаженнейший епископ Симеон-Иоанн, заклятый враг сатаны», какой сам себя представляет. Штаб-квартира этой организации находится во Флориде, недалеко от штаб-квартиры Евсевия Стефану. Оба деятеля и их многочисленные помощники постоянно путешествуют и проповедуют «харизматическое возрождение» в православных церквах [132].
О. Евсевий Стефану («Логос», янв. 1972, с. 13) пытается оправдать сегодняшнее «приятие Святого Духа» вне Церкви, цитируя рассказ о доме Корнилия сотника [Деян:10], который получил Святого Духа прежде крещения [133].
5.3.2. «Украинская Реформаторская Православная Церковь».
На Украине бывший православный священник Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Сергей Журавлев основал "Украинскую Реформаторскую Православную Церковь" и провозгласил себя ее архиепископом. Журавлев действует очень активно, проповедует, проводит семинары и конференции и открыл в Киеве свою семинарию [134]. Доктрина УРПЦ заявляет о необходимости «крещения Духом» и получения дара говорения на языках.
«Реформированная литургия» УРПЦ перемежает переведенные на русский язык древние богослужебные тексты с типично неопятидесятническими нововведениями, как призывы к публичному покаянию на сцене, к принятию «крещения Св.Духом», введение чинов изгнания злых духов, а также молитвы «священнослужителей» на «разных языках» [135].
Например, «говорение на языках» совершается там, где обычно читается 50-й псалом; произнесение проповеди сразу после облачения «священнослужителей» с призывом людей к покаянию. Люди могут каяться либо стоя на своих местах, либо выходя и становясь перед амвоном или сценой (этот элемент в числе прочих заимствован из собраний неопятидесятников); последующая проповедь и молитва о крещении желающих Духом Святым со знамением молитвы на иных языках (епископ и пресвитеры при этом возлагают на них свои руки); сразу после чтения Евангелия и проповеди возможно совершение помазания елеем, молитвы за исцеление, за освобождение от нечистых духов и т. д. [136]
5.3.3. Харизматическое возрождение и Русская православная Церковь.
Постепенно «харизматическое возрождение» в месте с главным его атрибутом – глоссолалией проникает и в Русскую Православную Церковь. Последнее время довольно часто можно услышать свидетельства прихожан некоторых храмов о том, что священнослужители или церковнослужители практикуют и популяризируют сектантскую практику «говорения на языках» [137].
Тревожным знаком для многих простых верующих, священнослужителей и богословов стала попытка внедрения а РПЦ харизматической миссионерской методики под названием «Альфа-курс», что имело большой резонанс в православном обществе. «Альфа-курс» предназначен для проповеди Евангелия среди неверующих или невоцерковленных людей, а по сути это «крайне агрессивная программа распространения неопятидесятнического харизматического движения» [138].
Однако большинство специалистов пришли к выводу, что в неадаптированном виде использование данной методики в Православной Церкви совершено не возможно, т.к. она была разработана харизматами и несет в себе особенности харизматического богословия. Например, кульминацией курса должен быть «уикенды Святого Духа», на котором учащиеся знакомятся с «дарами Духа» т.е. с глоссолалией. Все лекции плавно подводят слушателей к этому моменту [139].
В результате адаптации «Альфа-курса» изменения в его программе были бы столь велики, что от методики кроме ее названия, осталось бы очень мало. По этому, почти сразу было сделано предложение не использовать «Альфа-курс», а разработать свой собственный метод миссионерства [140]. Но по каким-то причинам было решено использовать готовую методику, разумеется, после соответствующей адаптации. Презентация «Альфа-курса» состоялась на высоком церковном уровне.
К сожалению, данная программа была адаптирована не везде где применялась, или адаптация была выполнена не профессионально.
У истоков «православного Альфа-курса» стоит игумен Евмений Перисый, который первый начал экспериментировать с этой методикой в Макарьево-Решемском мужском монатыре. В мае 2003 года совместно с несколькими представителями харизматической секты РОСА состоялся первый семинар для священнослужителей и христиан по методике «Альфа-курс» [141].
В Интернете было опубликовано следующее сообщение отца Александра Шрамко, священника Свято-Покровской церкви в г.Минске:
«В своем «монастыре», в Решме игумен Евмений разворачивал свою харизматию, практикуя все ее забубоны, в том числе и глоссолалию. Кроме того, разворачивал по всей стране вместе с монахиней Игнатией сеть прибыльных семинаров-тренингов. Например, «Как преуспеть в жизни с помощью библейских заповедей» и т.д. При этом он умеет хорошо ко всем подъехать и сказать именно то, что ждут от него именно в этом окружении. Это любимое им «нейро-лингвистическое программирование», а по сути элементарное лукавство… Альфа-курс ведут настоящие харизматы (даже если и числятся где-то в Англиканской церкви). И ведут так, что даже был случай, когда целая такая «православная» группа «Альфа-курса», организованная игуменом Евмением, целиком перешла к пятидесятникам…» [142].
Альфа-курс широко распространен среди пятидесятников и неопятидесятников на территории России. Православный «клон» данного курса действует с акцентом именно на харизматический способ проведения программ «Альфа курса», хотя заявляется о его происхождении из Англиканской Церкви «Традиционного крыла» [143].
Анализ материалов «Альфа-курс» позволяет сделать следующие выводы: практикующие этот курс веруют в особую миссию данной программы (эффект «малой группы»). Ценностные ориентиры у них смещаются от церковного понимания ценностей духовной жизни в сторону субъективного «личного религиозного опыта». Например, личное «общение с Духом Святым» противопоставляются ими самим Таинствам Церкви, т.н. «уикенды Святого Духа» становятся средоточием и смыслом жизни. Ими подчеркивается, что в молитвах РПЦ существует «перекос от христоцентричности к молитвам, обращенным к святым и Божией Матери». (Замечу, что если этот вопрос и обсуждать, то никак не на стадии миссионерства. Боков М.В.) Внешне они не отрицают возможность молитв Богородице и святым, но при любом удобном случае противопоставляют их посредническому служению Сына Божьего. Широко используется неопятидесятнический сленг типа: «кайф Святого Духа», «святой смех» и т.д. Во время проведения «Альфа-курса» и т.н. «уикендов Святого Духа» используется НЛП. Во время встреч участников «Альфа-курса» имеют место «дружилки», «обнималки» и молитва в кругу, практикуется молитва друг за друга с возложением рук наголову того за кого молятся (т.н. исцеления). Многие намекают на то, что имеют крещение Духом Святым со знамением «иных языков» [144].
Нельзя обойти вниманием программу воспитания «лидеров», «Альфа-курс» предполагает развивать в будущих лидерах завышенную самооценку, в связи с чем не рекомендуется читать Канон Андрея Критского и др. покаянные молитвы [145].
После прохождения курса люди впадают в состояние некоего восторга, часто смеются и даже впадают в хохот, близкий к истерическому. По словам игумена Евмения это «святой смех». Как известно, данная терминология используется неопятидесятниками, на собраниях которых часто появляется о. Евмений… для обмена опытом. Его личное отношение к иноверным следующее: он считает, что вкакой бы секте не находился человек, при условии его «личной встречи с Богом он может считаться спасенным». На т.н. уикендах «Духа Святого» в совместных молениях с «евменианами» принимают участие харизматики различных неопятидесятнических направлений [146].
5.3.4. Примеры современной глоссолалии
Элементом, объединяющим современных пятидесятников, как протестантов, католиков, так и православных является глоссолалия, которая по своему характеру идентична во всех этих разнообразных религиозных течениях. Рассмотрим подробнее проявление этого дара на нескольких примерах.
Дар языков у пятидесятников проявляется порой в самых неожиданных формах. На одном из собраний сектантов молодой человек, лет двадцати пяти, громко и протяжно кричал: «Аллилуйя». Начинал он не громко, но по мере повторения все более повышал тон, так что в конце концов переходил на крик. А-а-а-а-ли-ли-луйа, а-а-а-а-л-ли-луй-я, кажется забывшись, кричал он, закрыв глаза и резко потрясая в такт поднятыми руками. После нескольких произнесенных подряд слов “аллилуйя” он переходил на бормотание бессмысленных звукосочетаний: «амина, супитер, амана...» — а затем опять громко кричал «аллилуйя».
«Ангельский язык» может, изливаться исключительно в виде единственной гласной алфавита. «И-и-и и-и-и!», — громко распевала одна из пятидесятниц. Начинала она с нижних негромких тонов и постепенно поднимала тон на октаву, не произнося более ни единого иного звука. И так повторялось снова и снова в течение пятнадцати минут. Другой сектант выговаривал словно заученную скороговорку: «Регедигида, треги, регедигида, регедигида...». Иногда это речение он разнообразил, произнося: «Супитер, супитер, арамо...». У большинства молящихся «дар» заключается в бормотании звуковой бессмыслицы наподобие: «сопо, ропота, карифа...» [147].
Перед говорением на языках, пятидесятники часто твердят бессмысленные звукосочетания, пытаясь вызвать глоссолалию. Эта обычная психотехника, используемая пятидесятниками для пробуждения в себе «дара языков». По учению пятидесятников, эти произнносимые звуки — это еще не говорение на языках, но они могут свидетельствовать об искренней вере, которой Святой Дух наградит, послав этому человеку дар говорения на языках... «Первые слоги и слова могут быть странными для нашего уха. Они могут быть и запоминающимися. Но, если вы будете говорить с верою, Дух даст вам членораздельный язык для молитвы и хвалений». Разумеется, это всего лишь элементарная суггестия – внушение [148].
«Новый язык, дарованный мне, перемежался приступами веселья, которые уносили все страхи. Это был язык смеха. Я не мог удержаться от широкой улыбки, которая в любую минуту могла перейти в смех, смех Святого Духа, пробудившего во мне животворящее чувство свободы», — пишет один харизматик [149].
В книге «Игра с огнем» приводится очень яркое описание схождения «Святого Духа», сопровождавшееся глоссолалией, которое произошло в 1981 году на глазах 700 человек: «По молитве одного молодого человека сотни людей вокруг задрожали, попадали, и заговорили на языках. Когда Кэрол приблизилась к телам «пораженных», она почувствовала энергию, исходящую от них "...это было что-то похожее на жар или электричество". Поначалу Джон Уимбер, не зная, как ему надлежит все это понимать, пришел в большое смятение и всю ночь провел за Библией и книгами в поисках объяснения. В конце концов, в 5 часов утра он воззвал в молитве к Богу: "Господи, если все это от Тебя, то дай мне знать об этом". Вскоре, после этой молитвы зазвонил телефон и приятель пастора обратился к Джону со словами: "Извини, что беспокою тебя в столь ранний час, но должен сообщить тебе нечто странное. Не знаю, что это значит, но Бог повелел сказать тебе: "Это от Меня, Джон"» [150].
Один из пятидесятников, покинувший харизматическую протестантскую общину и посещающий православный храм но практикующий глоссолалию, рассказывает о своей способности «говорить языками» так: «Я не могу молиться на службе, когда все вокруг отвлекает от нее (молитвы), тогда я прихожу в храм когда там мало людей, становлюсь перед иконой и начинаю "алалакать", т.е. произносить звуки похожие на "а-ла-ла-ла…». В этот момент мне представляются картины (образы) моих грехов, в которых я каюсь с сокрушенным сердцем. Образы возникают и уходят с большой быстротой, возможно, мое "алалакание" – эти звуки возникают именно от того, что сознание не успевает проговаривать те грехи, или образы, которые возникают в моем сознании. После того, как я выговорюсь, таким образом, я начинаю чувствовать большое облегчение» [151]. В этом случае вообще ни о каком языке речи быть не может, ни об ангельском, ни об иностранном, к тому же Новый Завет не знает такого вида молитвы.
Неоднократно пятидесятники описывают различные чудесные видения, которые возникают у них во время молитвы «на языках»: видят голубя, который летает по залу, видят как раздвигается потолок и Христос сходит с небес в зал и многое другое.
Подробных описаний глоссолалии практикуемой в Римо-католической и некоторыми представителями якобы от лица Православной Церкви не много, к тому же «православные глоссолалы» намеренно скрываются и не распространяются о своих способностях. Связанно это прежде всего с тем, что православное общество пока довольно бдительно относится к подобным феноменам и реагирует на них негативно, судя по свидетельствам очевидцев, «иные языки» «православных» харизматов, ничем не отличаются от протестантской глоссолалии [152].
Формы проявления «дара» в протестантской среде зависят от двух главенствующих богословских теорий: о даре языков и о даре и знамении языков.
Первая утверждает, что в момент крещения Святым Духом верующий впервые начинает «говорить» иными языками, которые свидетельствуют, что человек получил духовное крещение. После этого он может вообще никогда не говорить языками, ибо крещение Духом еще не есть свидетельство обретения харизматического «дара языков». Способность говорения перейдет в постоянную способность молиться на «иных языках» только при условии предельно благочестивой и духовной жизни. Сюда входят регулярное посещение собраний, усердная домашняя молитва, усердное чтение Слова Божия и т.д. Нередко, пятидесятники так и не обретают постоянного «дара языков», несмотря на все старания. Но это не должно огорчать сектанта, ибо «дар языков» для него не самоцель. Таких богословских позиций о даре языков придерживаются общины, входящие в Объединенный Евразийский Союз ХВЕ. В то же время их не разделяют пятидесятники-федотовцы, утверждающие, что получивший крещение Святым Духом вместе с этим обретает и постоянный «дар языков» [153].
В противовес современному феномену глоссолалии необходимо привести примеры истинного дара языков, которые проявлялись в недавнем прошлом. Комментарии, к описанным случаям, просто излишни.
Известен случай со святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым; †1879), когда он, будучи проездом в Чебоксарах, в 1860 году, совершил Божественную Литургию на чувашском языке, совершенно его не зная, что вызвало необыкновенный религиозный подъем у местных жителей и привело многих к вере. [Спасайте детей. Поучения святителя Ин/pнокентия, Митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки. СПб., 1998. С. 32]
О другом совершенно удивительном и истинно Апостольском даре языков рассказывает житие грузинского подвижника, преподобного иеросхимонаха Илариона (†1864), прославленного Православной Церковью в лике святых. Проживая на Святой Горе Афон, в грузинском Иверском монастыре, зная только грузинский и турецкий языки, святой иногда, в случае духовной необходимости мог очень хорошо говорить и по-гречески, и по-русски, «но это не от знания языка, а по вдохновению свыше лишь в случае важных духовных нужд».
В его житии рассказывается о случае с русским монахом о. Феоной, который испытал на себе демоническое искушение за свое ревностное послушание и был успокоен продолжительной беседой с о. Иларионом. На следующий день, когда о. Феона подошел к старцу и хотел заговорить с ним о случившимся, выяснилось, что о. Иларион решительно ничего не понимает. Через переводчика святой подвижник ответил: «Я не знаю, как говорил, но Господь, видя нужду, подал тебе разуметь мою беседу так, что я как бы заговорил по-русски, а на самом деле я не знаю, как». [Старец Илларион. Житие: Подвиги и чудеса. М., 1994. С. 149-151] [154]