2. ТЕРМИНОЛОГИЯ

2.1. Глоссолалия

Перед детальным исследованием современного говорения на «иных языках» необходимо ознакомится с существующими дефинициями и определить какие термины мы будем использовать в нашем исследовании.

Сухонов В. своем труде «О даре языков в древней Церкви» пишет следующее: «Дар языков или, как обыкновенно говорят, глоссолалия, представляет собою чрезвычайное и исключительное, никогда после не повторявшееся в истории, но вместе с тем довольно распространенное явление в жизни верующих первых двух веков христианства. Пред Своим вознесением Спаситель обетовал, что этот дар, среди прочих знамений (shme…a), будет сопутствовать искренней и глубокой вере в Него: уверовавшие в Него, обетовал Он, «будут говорить новыми языками» (glèssaij lal»sousin kaina‹j, — Мрк. 16, 17)». [20]

Энциклопедия «Религия» так определяет глоссолалию. Глоссолалия (от греч. "язык" и "лепетать, болтать")

1) в патопсихологии речи - вид речевого расстройства, состоящий в произнесении бессмысленных сочетаний звуков, сохраняющих, однако, некоторые признаки обычной речи (акустическую выделенность ударных слогов, типичные - для данного языка звуковые последовательности, интонацию и т. п.);

2) в культовой практике ряда религиозных течений - трансцендентная способность говорить и понимать на "непонятном языке", дарованная верующему при его мистическом единении с небесными силами, в состоянии религиозного экстаза, просветления и т. п. … Глоссолалия и другие речевые аномалии, прорывы и сбои, сопутствующие пограничным состояниям психики (транс, прострация, предкоматозное и шизоидное состояния и т. п.), в религиоведческом аспекте нередко оказываются связанными с мистическими поисками верующих [21].

Также в энциклопедии «Религия» глоссолалия считается первоначальной по времени формой проповеди. «Глоссолалия апостольских времен, названная так по временной ее особенности - благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием экстаза; по наитию преизбыточествующей благодати, при созерцании величия истин христианства проповедник становился вне себя ("в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю", - говорит о себе ап. Павел - см.); речь его была до того восторженна, что становилась нестройною, почему такие речи часто должны были сопровождаться речами "истолкователей"» [22].

Словарь «Реформация и протестантизм». «Признаком пребывания в Святом Духе считается глоссолалия (буквально - говорение непонятных слов). Это трансовое автоматическое произнесение человеком не существующих ни на каком языке слов вперемежку с элементами родной для него речи. В ряде случаев пятидесятники свидетельствуют о внезапном обретении способности говорить на иностранном языке. Достигается глоссолалия в ходе ритуальных действий или иных ситуаций, обусловленных специальным режимом физиологической (посты и т. п.) и ментальной (молитвы, проповеди) подготовки. Нарастающее физическое и психо-эмоциональное напряжение переводит верующего в состояние повышенной экзальтации и экстатических переживаний. В этот момент речевая деятельность не контролируется сознанием и начинается поток "иноговорения". Толковать смысл высказанного способны лишь носители пророческого дара (1 Кор. 14:2-28). Они же могут практиковать глоссолалию регулярно. Остальные говорят с Богом на "иноязыке" только раз, в момент крещения Святым Духом» [23].

Большая Советская Энциклопедия определяет глоссолалию следующим образом. «Глоссолалия (от греч. glossa - язык и lalia - болтовня, пустословие), 1) явление, когда говорящий произносит бессмысленные слова и их сочетания, сохраняющие обычно лишь некоторые признаки речи (темп и ритм, структуру слога, относительную частоту встречаемости разных звуков). Встречается у больных с некоторыми психическими заболеваниями. 2) Элемент религиозного культа в некоторых первобытных религиях (у шаманов) и в отдельных христианских сектах. Нередко (особенно у сектантов) говорящий субъективно убеждён, что он говорит на каком-то реально существующем языке. К глоссолалии близка заумь и некоторые виды эмоционально нагруженной речи (так, К. И. Чуковский описывает случай глоссолалии у матери, обращавшейся к ребёнку)» [24].

Литературная энциклопедия. «Глоссолалия [греч. γλοσσα - язык; λαλειν - говорить] - произнесение в состоянии экстаза слов, лишенных смысла. Возникает гл. обр. на почве религиозной истерии. Именем глоссолалия обозначаются также разного рода сочетания звуков или слов, потерявших смысл, встречающиеся напр. в заговорах, в припевах к народным песням, в детских песнях и играх и т. д. Глоссолалия попадается и в художественной лит-ре, а ранними русскими футуристами (см. "Хлебников") Глоссолалия была выдвинута в качестве одного из приемов художественного творчества ("Заумь") [25].

Словарь медицинских терминов предлагает следующую дефиницию. «Глоссолалия (Glossolalia) несвязная, бормочущая речь, которая лишь отдаленно напоминает нормальную речь по имитации произносимых слогов, слов и предложений. Глоссолалия может наблюдаться у человека в состоянии транса, а также во время сна» [26].

Весьма широкое определение этим особым состояниям сознания дает Арнольд Людвиг в журнале «Архивы общей психиатрии»: «Альтернирующие состояния - любые состояния, провоцируемые физиологическими, психологическими и фармакологическими агентами, которые отличаются субъектом (или при объективном наблюдении) от полноценного бодрствования и ясного сознания». Подчеркивается, что они могут возникать, как у патологических, так и у нормальных личностей [27].

Атеистический словарь. «Глоссолалия (от греч. glossa - язык, речь и lalia - болтовня, пустословие) – "говорение на иноязыках", патологическое явление, состоящее в бессмысленном выкрикивании верующими различных нечленораздельных звуков и слов. Может возникать непроизвольно в результате крайнего нервного перенапряжения под влиянием изнурительных многочасовых молений...» [28]

Сегодня глоссолалия или говорение на языках является наиболее эффектной чертой современного харизматического движения, охватывающего как культовые новообразования, так и протестантские деноминации, католическую и даже православную церковь.

Как мы видим из приведенных выше определений, глоссолалия наблюдалась и описывалась широким рядом исследователей - лингвистов, психологов и теологов. Они свидетельствуют, что в момент так называемого «крещения в Духе», когда члены харизматической общины возлагают на неофита руки, молясь о ниспослании ему «даров Святого Духа», он вдруг начинает произносить членораздельные, но бессмысленные звуки. Это явление не сводится исключительно к моменту крещения - харизматы и позже продолжают «молиться на языках» [29].

Рассмотрев приведенные дефиниции, становится очевидно, что среди специалистов изучавших глоссолалию нет единого мнения о характере данного явления. Для обозначения этого феномена в рамках нашего исследования будет использован опыт западного исследователя Герхарда Ф. Хазела, автора труда «Дар языков».

Современный феномен «иных языков» с формальной точки зрения наиболее адекватно обозначается как глоссолалия. В «Энциклопедии религий» под редакцией Ф. Р. Гудман глоссолалия определяется как практика «необычного речевого поведения, которое в многочисленных западных и незападных религиозных обществах постулируется как ритуально-религиозное» [30]. Это современное определение, отличное от прежних и уникальное в среде тех, кто рассматривает глоссолалию как типично христианский феномен, настораживает читателя и раскрывает перед ним существенно расширившееся за последние годы изучения глоссолалии видение проблемы [31].

Известный лингвист У. Дж. Самарин, который углубленно исследовал христианскую глоссолалию, сформулировал похожее определение: «Глоссолалия - это бессмысленная, но фонетически структурированная человеческая речь, являющаяся с точки зрения самого говорящего настоящим языком, однако как система не напоминает ни один из известных человечеству языков, будь то живой или мертвый» [32]. Это определение появилось в результате десятилетнего изучения «иных языков», и, таким образом, глоссолалия не может претендовать ни на один живой или мертвый язык. Поэтому некоторые из адептов «говорения» предположили, что вещают на языке ангельском, а не на человеческом. Оба определения показывают, что глоссолалия есть «необычное речевое поведение» в любом христианском или нехристианском религиозном объединении и, что касается христиан, это «человеческая речь», «которая как система не напоминает ни один из языков, будь то живой или мертвый» [33].

Традиционно в кругу харизматов и некоторых исследователей глоссолалия отожествляется с «иными языками», упомянутыми в Новом Завете. Повсеместно харизматами предполагается, что этот современный феномен есть дар Духа Святого, вновь явленный в христианской Церкви, как в теле Христовом.

Для ясности в решении стоящей перед нами задачи мы, будем придерживаться терминологии Герхарда Хазела, обозначим современный феномен бессмысленной речи, имеющей место в религиозных объединениях, словом «глоссолалия», а новозаветный феномен – «иными языками». Это обоснованно тем, что словосочетание «иные языки» используется в Новом Завете [34].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter