БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА

В основном богословие святителя Иоанна раскрывается в книге “Илиотропион”. В своем богословии святой Иоанн исходит из Священного Писания и святых отцов Церкви. В книге “Илиотропион”, которая является по содержанию сотериологической, приводится множество цитат из творений святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина, святителя Афанасия Александрийского, преподобного Антония Великого, аввы Дорофея, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Карфагенского, прпеподобного Кассиана Римлянина и других. Ко всему прочему, Святитель, для подтверждения своих размышлений, приводит свидетельства ученых мужей, философов, историков.

При изучении богословского наследия св. Иоанна, надо иметь в виду то, что XVII и XVIII века были для русского, так же, как и для всего православного богословия в целом, временем “западного пленения”. Но в то же время середина XVII – первая четверть XVIII веков – период, исключительно важный для истории Русской Церкви, как, впрочем, и для истории России в целом. В этот период открывается в Киеве митрополитом Петром Могилой богословская академия, а в Москве основывается Славяно-греко-латинская школа. Прискорбно, что система образования копировала западные образцы и была чужда подлинно православному духу, а богословие было подвержено влиянию западной схоластики, пересаженной на русскую почву(1). Очень хорошо говорит о латинском влиянии на русское богословие протоиерей Георгий Флоровский. В своей книге “Пути русского богословия” он пишет: «На опустевшем месте строилась латинская и латинствующая школа, и латинизации подвергался не только обряд и язык, но о богословие, и мировоззрение, и сама религиозная психология. Латинизировалась сама душа народа. Утверждалась чуждая и искусственная традиция, она перегораживала творческий путь”(2). “Таким образом, - продолжает отец Георгий, - усиливались и перенимались не только отдельные схоластические мнения или взгляды, но и сама психология и душевный строй”(3).

Книга “Илиотропион” была переведена святителем с латинского подлинника. Однако, это обстоятельство не ставит под сомнение чистоту рассуждений святителя. Святой Иоанн сумел освободить текст книги от чуждой Православию схоластики. Перевод того или иного произведения, его дух, во многом зависит от того, кто его переводит. Конечно, школа, пройденная святителем, наложила свою печать. У него встречаются ссылки на католических богословов. Он цитирует Фому Аквинского, в 5 книге, в 10, 11 и 12 главах приводятся выдержки из книги “О подражании Христу” Фомы Кемпийского. Но, как уже отмечалось выше, нам нужно учитывать обстоятельство времени написания книги. В богословии Святителя можно найти следы правового понимания домостроительства нашего спасения. Но, если рассматривать его богословие непредвзято, то можно увидеть, что его мысль полностью коренится на православном предании Церкви. Это видно из того, что Святитель подтверждает свои рассуждения мыслями святых Отцов, творения которых составляют сокровищницу святоотеческого наследия.

Сам Господь Иисус Христос весьма часто, убеждая своих слушателей в той или другой христианской добродетели, обещал им за это награду. “Смотрите, - говорил Он, - не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делали лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди… У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно…”(Мф. 6, 1-4). Или, например, известное изречение о единой чаше студеной воды, поданной пророку или ученику (Мф. 10, 41-42). Подобное правовое понимание нравственной жизни, мы можем встретить и у святых Апостолов (1 Кор. 9, 24-5; Филлипп. 3, 14; 2 Тим. 4, 7-8; 1 Петр. 5, 2-4, и др.).

То же находим и в святоотеческих творениях. “Должно, - говорит св. Григорий Нисский, - подкрепляясь верою в ожидаемое, добродетельным поведением наперед закупать будущую благодать”(4).

Мало того: не только добродетель, как общее и постоянное расположение души, но и каждое доброе действие, добрый поступок, сам по себе, представляются заслуживающими награды. Такую мысль могут дать, например, слова св. Кирилла Иерусалимского: “Будь только благонадежен; делай только, подвизайся только усердно. Ничто не погибнет. Всякая молитва твоя, всякое псалмопение записано; записана всякая милостыня, записан всякий пост; записано и то, если брак сохранен был честно, записано и воздержание, соблюдаемое для Бога”(5). Если продолжать исследовать творения св. Отцов все в том же направлении, то можно, пожалуй, найти в них следы и католической сверхдолжной заслуги. Например, в “Лествице” мы читаем: “Есть души, которые сделали больше, нежели сколько повелевают заповеди”(6). Подобные мысли можно найти и в творениях св. Иоанна Златоуста. В некоторых местах творений Святителя есть стремление как бы высчитать, когда, за что и сколько именно получит человек. “Если ты, - говорит Святитель, - сделаешь что-нибудь доброе и не получишь здесь награды за то воздаяние, не смущайся: сущая награда ожидает тебя за это в будущем”. Подобные же рассуждения мы видим у святителя Иоанна Тобольского. Вот как он рассуждает о грехе. “Начало зла есть грех. В каждом грехе заключаются: 1) причина, его производящая и 2) ее неизбежные последствия, исправление вообще угрозою, наказанием и, наконец, казнею”(7).

В творениях западных отцов мы найдем еще больше следов правового жизнепонимания.

Несмотря, однако, на многочисленные примеры правового жизнепонимания Св. Писании, в творениях Отцов Церкви и в труде святителя Иоанна “Илиотропион”, нельзя говорить, что это результат влияния латинской схоластики. Святые отцы, как и Спаситель Иисус Христос проповедовал на языке понятном падшему человеку. Но в жизни своей полностью исключали всякий юридизм. Все их труды и подвиги преисполнены бескорыстной любовью. В трудах святителя Иоанна мы имеем опыт живого богословия. Он учит людей умению прозревать во внешних событиях вечные истины и освобождаться от плена суеты текущей жизни. Его богословие не кабинетное занятие, но необходимая составная часть духовной жизни человека. Оно полностью основывается на благодатном церковном предании.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter