ЧУКОТКА ПРЕКРАСНЫЙ И... СУРОВЫЙ КРАЙ
(наблюдательные очерки)

    Чукотский Автономный округ самый удаленный район нашей необъятной страны. Самолёт, по прямой, преодолевает 9000 км. Попасть туда не просто, так как это пограничная территория и туда нужно приезжать с пропуском на Чукотку, иначе просто тебя не пустят. Часть округа находится в Западном полушарии. Если посмотреть на карту, то увидим, что Чукотку делит пополам северный полярный круг, поэтому Чукотка не просто север, а крайний север, учитывая ещё, что она находится в арктическом и субарктическом поясах.

    В 18 ноября 2004 года началось моё послушание в Анадырской и Чукотской епархии. Первое ощущение, которое испытал - это был внутренний дискомфорт объяснение которому следующее. В ноябре и декабре на большей части Чукотки полностью отсутствует на небе солнце, а там где оно есть, солнце поднимается очень низко. От этого декабрь на Чукотке называют месяцем длинных теней. Собственная тень в 3-4 раза длиннее собственного роста. Световой день длится 4,5 часа. Также было необычно оттого, что не было деревьев. Бескрайняя белая пустыня. Я хотел бы заметить, что одно дело представить отсутствие деревьев, другое оказаться в этих условиях.

    С 30 ноября по 14 апреля я находился в п. Провидения, где нес послушание в храме святителя Иннокентия Московского. Этот посёлок находится в Западном полушарии. Община здесь была организована в 1989 году. В большей части община состоит из славян, чукчей ходит очень мало. В основном я пел, читал на клиросе, ещё произносил проповеди. Помогал священнику в хозяйственных делах. Из-за отсутствия помещения не удалось открыть воскресную школу.

    В плане растительности Восточная Чукотка скудна. Нет деревьев, из-за этого зимой это выглядит как бескрайняя белая пустыня. Ландшафт гористый, сопки высотой от 150 до 300 метров, землятресений здесь не бывает.

    В скором времени пришлось ощутить на себе влияние климатических условий. На Чукотке очень часто дуют ветра и бывают пурги. Обычно это северный или южный, который называют «южак», который знаменит тем, что он всегда приносит пургу и потепление. Сила ветра может достигать неимоверной силы 30-35 м/с, а порывы до 46 м/с. Это опасное явление, потому что можно легко заблудиться. Климат Восточной Чукотки, из-за близости океана, мягче, чем в Центральной и Западной Чукотке. Здесь не бывает сильных морозов, в отличие от континентальной части. С 26 декабря началась пурга, которая продолжалась, с коротким затишьем, до 5 января. Пришлось расчищать дорогу к храму. Нужно отметить, что частенько это был напрасный труд, потому что через некоторое время всё заметало снова.

    В конце января уже становится заметным как увеличивается день. К этому времени я уже познакомился с явлением северного сияния. Здесь я узнал, что радости и восторга у местного населения оно не вызывает, так как в преддверии и во время сияния у многих людей начинаются сильные головные боли. Северное сияние бывает во время сильной солнечной активности. От силы магнитной бури зависит и сила северного сияния. Первоначально оно собой, представляет нечто размытое, наподобие дымки или тумана, которое потом сгущается и превращается в столбы, которые начинают перемещаться по небу, и светиться изумрудно-красноватым цветом, на подобии свитка, разворачиваясь и сворачиваясь.

    Февраль мне запомнился удивительным цветом неба, конечно же, это нужно видеть. На материке такое небо бывает только в определённые времена года – весной или осенью, а на Чукотке такое небо бывает тогда, когда солнце начинает уже высоко подниматься над горизонтом. В феврале, от обилия белого снега и оттого, что солнце светит очень ярко, необходимо ходить в солнцезащитных очках. Об этом говориться по местному радио и телевидению. Здесь я понял, почему национальное местное население смуглое – от очень активного солнца.

    Март - начало календарной весны, но на Чукотке это ещё зимний месяц и о приближении весны свидетельствует лишь очень яркое солнце, которое начинает тебя пригревать.

    Все население Чукотки составляет 53824 человека, из них примерно 11 тысяч это местное национальное население. Чукчи и эскимосы – основное национальное население, более малочисленные – коряки, ламуты, чуванцы, юкагиры. Эскимосы располагаются в основном в Восточной части Чукотки, и занимаются ловлей рыбы, охотой на китов, моржей. Чукчи располагаются в основном в континентальной части Чукотки. Основное занятие – охота, ловля рыбы, собирание ягод и грибов. Большинство чукчей – охотники. Нужно заметить, что Чукотка – дикий край, здесь много зверей. Встретиться с медведем не составляет труда. Нередки случаи, когда зимой, в период миграции медведей с севера на юг, они заходят в посёлки. Белые медведи живут и размножаются на острове Врангеля и располагаются в Восточной Чукотки, в Западной части располагаются бурые медведи, которые мигрируют с Чукотки в Корякию, и обратно.

    14 апреля я, вместе со священником, вылетел на военном самолёте АН-72 из п. Провидения в п. Угольные Копи. Нужно отметить, что военные очень помогают священникам, если им нужно выехать в тот или иной населённый пункт. О транспортной системе Чукотки нужно сказать в отдельности.

{mospagebreak}

    Все передвижение по округу осуществляется на воздушном транспорте. Основную перевозку осуществляют самолёты АН-24 и АН-26, о которых у меня остались не лучшие воспоминания. Когда мы подлетали к п. Провидения самолёт попал в воздушную яму, в свободном падении мы были секунд 10, однако этого хватило, чтобы в салоне самолёта закричали женщины с детьми, и у всех резко подскочил адреналин в крови. На Чукотку можно попасть только самолетом (ИЛ-62, Боинг 767), дорог, в нашем представлении, по которым можно было бы приехать на Чукотку из другого региона, просто нет. Из-за такой сложной транспортной системы, создается впечатление, что ты живёшь на острове. Именно поэтому жители округа остальную часть России называют материком. Из-за того, что основная часть продуктов доставляется самолетами, происходит существенное удорожание их. В зимнее время на Чукотке начинает действовать зимник. Это дороги, которые прокладывают по снегу. Такие дороги существенно упрощают систему передвижения по Чукотке, но нужно быть осторожным, чтобы не потеряться, если в дороге застал пургу. Поэтому обычно ездят колоннами.

    17 апреля, ожидая самолёта до Маркова, я находился в п. Угольные Копи. Здесь я побывал на ежегодном празднестве, посвящённом местной рыбе корюшке, который проходит на лимане в близи Анадыря. Лиман - это водный промежуток между Анадырским заливом и рекой Анадырь. На фестивале я впервые увидел северных оленей, которые меня поразили низким ростом, по пояс человеку.

    Лазареву субботу, Вербное воскресение и Страстную седмицу я встретил в п. Маркова. Этот посёлок располагается в Западной континентальной части Чукотки. В климатическом плане здесь настоящее материковское лето, когда температура может достигать до + 35 градусов, от чего нередко бывают пожары в тундре, но и очень холодные зимы, когда в продолжительное время держатся низкие температуры -45-55, иногда -60. Зато зимы в этой части округа очень тихие. Несмотря на то, что был конец апреля, ещё было холодно -20. Здесь растут деревья. Посёлок Маркова своим появлением обязан казакам, которые в 17 веке осваивали восточные окраины страны. Здесь они остановились из-за удобного положения. С одной стороны можно спускаться по реке, с другой – здесь растут деревья. В своё время здесь останавливался святитель Иннокентий, будущий митрополит Московский. По пути на Аляску здесь проезжал святитель Тихон, впоследствии ставший патриархом.

    Пасхальное богослужение я встретил с. Ваеги. В Ваеги я добирался по зимнику. От Маркова до Ваег 86 км. Я был очень удивлён, когда, проезжая мимо небольшой сопки, на самой макушке я увидел ! восьмиконечный крест, когда вокруг на многие десятки километров абсолютная глушь и ни души. В последствии я узнал историю, связанную с этим крестом. В 19 веке казаки остановились здесь отрядом на ночлег, ночью на отряд напали чукчи и всех перебили. Отряд возглавлял майор, и в честь этого сопку назвали майоровская и возвели крест. Так и стоит непоколебимо этот крест на сопке, в продолжение последних двух столетий.

    Ваеги - это национальное село, где проживают чукчи. Здесь мне представилась возможность поближе познакомиться с чукчами. Ещё находясь в п. Провидении я увидел, что местное национальное население полностью обрусело, забыло свой язык и традиции. В Ваегах ситуация была лучше. Частенько можно было слышать, как люди говорили на чукотском языке. Со мной здоровались по чукотски. «Еттык» - здравствуй, «атау» - до свидание, «еттык тунгэтурэ» - здравствуй товарищ. Но сами потом мне говорили, что молодое поколение почти не разговаривает на своём языке. В религиозном плане чукчи находятся ещё на распутии. Православных чукчей мало, но и к сектам они не очень благоволят. Нужно отметить, что на Чукотке присутствуют только баптисты и пятидесятники. Свои прежние религиозные верования у чукчей приходят в забвение, что не может не волновать старшее поколение. Я не много познакомился с их религиозными верованиями. Центральное божество у них отсутствует, все вещи они наделяют духами, которые необходимо задабривать. Например, когда охотник убивает медведя, он обращается к духу этого медведя, чтобы он не обижался на него за то, что он его лишил жизни, так как ему необходимо кормить семью. Охотник предлагает духу медведя пойти в его жилище в гости, познакомится с его женой, детьми, близкими. Другой пример связан с ловлей рыбы. Часть рыбы, которую поймал ловец, он бросает в воду, тем самым отдаёт дань духу реки, чтобы впоследствии помогал ему при следующей ловли, часть бросает на землю – дань духу земли, часть бросает в огонь – дань духу огня. Нужно отметить, что чукчи болезненно воспринимают исчезновение своих религиозных традиций. О православии они говорят, что это «ихняя религия» т.е. русских, а про себя они так и говорят, что они язычники. Чукчи удивлялись, почему русские не ходят в храм на богослужение. Однако когда к ним приходят в дом сектанты, они говорят, что их Бог православный и, как правило, на этом разговор с сектантами заканчивается. Из истории нашего отечества нам известно, что просвещение чукчей православной верой шло очень тяжело. Чукчи принимали православие чисто внешне, для вида, возвращаясь потом опять к своим верованиям. Нередко были военные столкновения, так как чукчи по характеру являются воинственным народом. У чукчей обострено национальное чувство. Считают, что русские пришли и пользуются дарами их земли. Отрицательный момент в просвещении чукчей было то, что у проповедников христианства, как правило, слова расходились с делами. Местное население обманывали, грабили. Так как чукчи – это дети природы, которые всё воспринимают с детской простотой и чистотой, можно предположить, что если бы ни отрицательный момент проповеди христианства, из чукчей вышли бы очень хорошие православные христиане.

{mospagebreak}

    В мае месяце на Чукотку приходит весна. Дневная температура становится плюсовой, хотя ночью может хорошо подмораживать. Снег начинает интенсивно таять, природа просыпается от долгой зимней спячки. Прилетает огромное количество птиц. На Чукотке начинается жизнь. Умилительно смотреть на то, как природа спешит воспользоваться теми полтора – два месяцами тепла, в период которых будет здесь тепло. В самом конце мая на Чукотке начинаются белые ночи. Светло так, что можно свободно читать книгу. С 27 мая начался ледоход на реках. Речки, глубина которых не превышала полметра в зимний период, за считанные дни превращаются в полноводные реки. Уровень воды повышается на 7-9 метров. Снег тает до середины июня. Когда наступила пора самых длинных дней, солнце пряталось за горизонт, буквально, на час-полтора, всё время, подсвечивая снизу облака, как бы напоминая, что я здесь, совсем рядом. Белые ночи продолжаются до первых чисел августа. С конца июня появляются в громаднейшем количестве комары, мошка. По улице невозможно ходить. На тебя, буквально, сплошным ковром садятся кровососущие насекомые. Приходится делать дымокур, так как всяческие современные мази и спреи малоэффективны.

    В мае и июне месяце я находился то в Маркова, то в Ваегах. Очень мне запомнился переезд по зимнику из Ваег в Маркова ночью, с 3 на 4 мая. Ночью мы поехали, потому что днём снег становился очень мягким и вязким, и машине пришлось бы всё время буксовать. Поэтому время было выбрано ночное. Ехал на «Урале». Небо было чистым и звёздным. Ровно в 5 часов появился солнечный диск.

    Пожалуй, самым ярким событием командировки – это была поездка в Ваеги и обратно в Маркова по реке Майн. Здесь я мог наблюдать тундру с её необъятными просторами. Видел, как меняется ландшафт тундры, от гористого до гладкой равнины, на которой местами рос лес, который сменяло абсолютно голое пространство. Лес собой представляет берёзы, лиственница и высокий кустарник.

    Июль – пик лета на Чукотке. В континентальной части стоит тридцатиградусная жара, а на остальной части Чукотки температура +12+17 градусов. Со второй половины месяца в тундре начинают собирать ягоду. Там растёт голубика, шикша, княжника, морошка, брусника. Ягоды очень много, буквально всё усеяно ковром. Появляются грибы. Можно собирать кедровые шишки, для этого необязательно лезть на кедр, его там нет. Там растёт кедровый сланик, представляет собой куст, который чуть выше роста человека.

    О рыбе нужно сказать отдельным абзацем. На Чукотке плавает элитная рыба, если можно так сказать: кета, белорыбица, чир, хайрюс, корюшка, даже всех названий не вспомню. Очень много икры. Пожалуй, я никогда не ел столько икры в своей жизни как на Чукотке и, наверное, больше не поем. Икру буквально вёдрами таскают. Белорыбицу ловят в течение года. Но она водится только в континентальной части округа. С 15 августа официально начинается путина в Анадырском лимане на кету. Для местного национального населения квота, сколько хочешь столько и лови, а для русских в день не больше 20 штук. Естественно этого никто не соблюдает.

    26 июля я поехал на новое место своего послушания п. Угольные Копи, где располагается аэропорт «Анадырь», а сам город Анадырь располагается на другом берегу лимана. Нужно заметить, что нигде, как на Чукотке и вообще в северных районах нашей страны, так заметны разрушительные последствия развала страны и последующие кризисные явления. Угольные Копи в советский период населяло около 25 тысяч человек. А теперь это около 600 человек. В посёлке целый микрорайон, по меркам большого города, который состоит из брошенных 3-х и 4-х этажных домов в 4-ри подъезда. Без окон и дверей, пустые глазницы, как будто здесь прошла война. И такое встретишь во всех посёлках Чукотки. До окончания своей командировки я несколько раз побывал в Анадыре. Переправляясь через лиман на барже, я видел белух и нерп, которых здесь бывает очень много, когда идут косяки кеты. Анадырь - очень чистый и опрятный городок, дома которого разрисованы в разные цвета, видно это сделано для того, чтобы не было так серо на общем фоне тундрового ландшафта, ведь там нет деревьев. Хотя сейчас пытаются привить там деревья. На Троицу состоялось освящение кафедрального собора, можно смело сказать, одного из красивейшего за Уралом собора деревянного зодчества. Храм деревянный, что внутри создаёт своеобразную обстановку тепла и уюта, много резных икон.

    Август – месяц переходный от лета к осени. Начинаются ночи. Днём температура в течение месяца колебалась от +8 до +16. Я очень радовался солнечным дням, в которые солнышко согревало всех нас скупым чукотским теплом. Тундра быстро пожелтела, как только начались туманы, что ещё больше прибавило печали по поводу скорого наступления зимы. Все активно собирали ягоды, грибы и ловили рыбу. Грибы очень удобно собирать, потому что чистое пространство и их хорошо видно.

    3 сентября улетели журавли, которые перед этим 2 дня кружили над посёлком и курлыкали, прощаясь с Чукоткой до следующей весны. Такое курлыканье навевало печаль на душе. Сентябрь это не осенний месяц, а скорее осенне-зимний месяц. Часто идут затяжные дожди, появляются заморозки. Можно сказать, что осени как таковой там нет. Нет деревьев, по которым бы можно было бы определить, что уже осень, а трава пожелтела ещё в августе, в сентябре она принимает серый цвет.

    В октябре ночью уже минусовые температуры, а с середины месяца и дневные температуры становятся отрицательными. Все животные и насекомые готовятся к спячке. Евражка – это белка, которая не знает, что такое дерево, так говорят о ней местные, готовится к спячке, делает себе запасы.

    Приближалось время окончания церковно-приходского послушания на Чукотке. Всё это время, что я находился при храме Почаевской иконы Божией Матери п. Угольные Копи, я занимался хозяйственными работами, вёл богослужение. Так как в храме отсутствовало центральное отопление, с 20 сентября я стал отапливать храм.

    2 ноября мы вылетели на ТУ-154 в Москву. Вылетев из зимы, Москва нас встретила не по-осеннему весенним теплом +9.

    В заключение своего рассказа я хочу сказать, что те оценки и впечатления, которые я давал в продолжение рассказа, могут быть у другова человека, который окажется там, совсем иными и разными. Я не претендую на то, что за год, который я там провёл, очень хорошо познакомился с северными людьми, с чукчами, с их характером, с природой этого края. Северные люди очень сильно отличаются от тех, которые живут на остальной части России. В трудную минуту они придут на помощь и помогут. Если ты идёшь по дороге, а на улице либо сильный мороз или пурга, то машина остановится рядом, даже если ты этого не просил и подвезёт по пути. Те люди прекрасно знают, что такое холод. В своём рассказе я попытался вам приоткрыть то неизвестное и очень далёкое, где многие из нас никогда не были и не будут, что именуется нами Крайним Севером.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter