КИНЕМАТОГРАФ КАК ЗЕРКАЛО СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

Зеленая миля Современное понимание культуры очень обширно, в нее входят многие проявления человеческой деятельности, само слово культура происходит от латинского cultus (возделывать, обрабатывать), поклоняться этимологически и исторически сродно слову «культ». Современный словарь иностранных слов дает определение культуре, как «исторически определенному уровню развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях…»

Несомненно, что сложившаяся на протяжении многих веков русская культура имеет свою основу в Православии, а значит, несет в себе те духовные ценности, которые провозглашены Христом Спасителем.

Если XIX век явил миру великих поэтов и писателей, которые своим творчеством запечатлели облик культуру своего времени, то современная культура яснее всего выражается в кинематографе, который к концу ХХ века стал доминирующим в сфере просвещения. Сегодня это множество кинофильмов – разных жанров и направлений. В кинематографе появились свои таланты: прославившиеся актеры, режиссеры, продюсеры, к началу ХХI века развитие киноиндустрии достигло небывалых размеров.

Если присмотреться к современной ситуации на кинорынке, то мы увидим множество бессмысленных боевиков, глупых и пошлых комедий, сентиментальных сериалов и однообразных мелодрам. Но можно выделить и серьезные фильмы, просмотр которых не только доставляет эстетическое удовольствие, но и заставляет задуматься над своей жизнью, ставит серьезные мировоззренческие, нравственные проблемы. На сегодняшний день отечественных фильмов довольно мало и спрос на них не высок, не смотря на то, что Российские кинематографисты стараются подражать западным стереотипам, поэтому мне бы хотелось заострить внимание на некоторых западных кинопродуктах, ведь и западная культура, основанная изначально на христианской любви и милосердии, не до конца утеряла свои идеалы.

Для примера можно рассмотреть фильм Роберта Земескиса «Форест Гамп». Главный герой, не отличаясь высоким интеллектом, в то же время очень добр и наивен, его взгляд на мир обусловлен христианскими идеалами: лучше давать, нежели принимать ( Деян. 20, 35).

Незаурядная личность, попадая в различные жизненные ситуации, проявляет лучшие человеческие качества, показывая пример настоящей любви, преданной дружбы, честности и терпения.

Главный герой ни во что не ставит те ценности, к которым стремится мир, окружающий его. Ни деньги, ни власть не изменили его отношения к миру и людям. Он остался человеком.

Главного героя можно сравнить с князем Мышкиным из «Идиота» Ф.М. Достоевского. Действительно, если проводить параллели, то Форест Гамп – это американский Идиот, т.е. князь Мышкин. Конечно, в его образе нет той глубины и тонкости вырисовки человеческой натуры, присущей нашему великому классику, но главная мысль – о добром человеке, живущем в злом, враждебном мире – прослеживается довольно четко.

По ходу развития сюжета мы видим, что Форест не стремится к земным благам, но они сами приходят к нему: и слава, и деньги, он получат всё – в противовес супергероям голливудских блокбастеров, где все земные блага достигаются только силой и оружием. Форест Гамп же побеждает скорей смирением.

На вопрос «Кем ты хочешь стать Гамп?», он чистосердечно отвечает «А разве я не буду самим собой». Многие люди стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, тем самым развивая в себе гордость и тщеславие. Но несмотря на это Форест Гамп желает остаться самим собой.

Красной нитью через весь фильм проходит мысль: не самое главное в жизни ум и образование, «ибо Бог гордым противится…», а «знания часто надмевают». Главное отношение к людям и к самому себе.

Я ни в коем случае не собираюсь канонизировать образ Фореста Гампа, а лишь хочу показать то доброе, светлое, причастное христианскому идеалу, что можно найти в захлестнувшей нас сейчас западной культуре.

Можно обратить внимание на некоторые другие кинокартины: «Лион» (Люка Бессона) и «Зеленая миля» – ставят вопрос интерпретации любви в современном мире. «Титаник» (Джеймса Кэмерона) – заставляет задуматься над жизненными ценностями, «Матрица» – открывает духовный мир для заядлых материалистов. Через эти фильмы можно найти общий язык с современным миром, который, по выражению апостола Иоанна, «во зле лежит». Отблеск света Христова мы находим в шедеврах современного кинематографа. Голливуд, поставляя на мировой рынок множество пустых, однодневных фильмов, в то же время иногда ставит картины, становящиеся классикой, благодаря своей причастности вечным, нравственным идеалам.

Очень важно, что останется у нас после просмотра того или иного фильма: либо мы побежим браться за самое современное оружие, чтобы безжалостно изничтожить мировое зло, либо мы обратим свой взгляд в себя, задумаемся о смысле жизни. Не будем забывать, что пример увиденный на экране, может обратиться в тысячи погибших, трагедию цивилизованного общества.

Проникающая в дом через телевизор культура, имеет на человека большое влияние, особенно это, видно на подрастающем поколении, поэтому очень важно на каких нравственных ценностях воспитываются дети. Каждый дом – это своя собственная среда, в нем свои взаимоотношения и в гости приглашают отнюдь не каждого, а через телевизор мы впускаем в свой дом не всегда желанных друзей.

Поэтому нужно внимательно следить за тем, что мы смотрим, какую получаем пользу и к чему это приводит.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter