КАК ЛЮДИ ПОПАДАЮТ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ
Социально-психологические предпосылки увлечения современными внеконфессиональными течениями.
Среди ученых, исследующих социально-психологические аспекты религиозного сектантства и деструктивных культов, нет единого мнения по поводу того, кто и почему попадает в эти организации. Одни считают, что к культам присоединяются только неполноценные, ущербные люди, страдающие психическими заболеваниями, другие же полагают, что в культе может оказаться любой, но в определенный период своей жизнедеятельности.
Военный психолог А.А. Скородумов в своей работе посвященной дезадаптации личности в результате пребывания человека в деструктивном культе, приводит наиболее полный перечень мнений различных специалистов по поводу того, что является основной причиной присоединения людей к культовым группам. Приведу наиболее важные из них.
1. Иррациональные формы религиозного опыта, включающие транс, экстаз, мистические переживания, привлекают истериков. Культы, исповедующие переживания жертвенности, гипертрофии мотива страдания - депрессантов. Идеи ненависти к врагам веры влекут к себе параноиков. Они же становятся ярыми фанатиками. В целом же религиозные культы с их идеями исключительности и привилегированности, влекут к себе лиц с нарцисстическим поведением.
2. Стремление к мистическим переживаниям и вера в паронормальное объясняется потребностью к самоактуализации.
3. Предполагается, что фактор религиозности является буферным влиянием на стресс.
4. Установлено, что участие в боевых действиях и пребывание в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни приводят к усилению религиозности. Такие люди чаще других присоединяются к различным религиозным течениям.
5. Была выявлена положительная связь импульсивности со склонностью к внешней религиозности и негативная связь между религиозностью и экстраверсией.
6. В культ может попасть каждый человек, особенно во время обычных переходных периодов, включая: первый год вне семьи, вне семейного дома; смену работы или ее потерю; год до или после окончания учебного заведения; внезапную болезнь, смерть близкого или несчастный случай; отпуск или каникулы; смену образа жизни.
7. На уязвимость личности в отношении попадания в культы влияют определенные факторы. К ним относятся: этап развития, ситуация, личная биография и психологическая предрасположенность.
На этапах развития многие подростки относительно свободны от серьезной ответственности и обязательств, подобных наличию семьи или работы с полным рабочим днем. Их недостаток опыта часто сопровождается наивностью и идеализмом, оставляя их открытыми для напыщенных обещаний и упрощенных ответов, предлагаемых культами.
К ситуационным факторам относят развод, безработицу, переезд, отъезд для обучения в другой город или страну, смерть близкого, слабость из-за возраста или болезни.
Факторы личной биографии. Отмечается, что дети из семей с высоким уровнем дохода более уязвимы для вербовщиков, чем менее инфантильнее — выходцы из бедных семей, прошедшие дворовую школу выживания и цинизма, выработавшие иммунитет против эксплуатации и манипуляции. Но одновременно по принципу маятника погружение на самое дно жизни может подтолкнуть человека к поискам чистоты, смысла и добра[65]. Религиозное воспитание может повлиять на тип культа, но не будет являться непреодолимым препятствием против культовой вербовки. Степень близости, частота и качество общения, демократичность или авторитаризм членов семьи может либо уменьшать, либо усиливать уязвимость человека в отношении влияния культов. Однако члены культов происходят как из прочных «счастливых» семей, так и из неблагополучных.
Среди факторов психологической предрасположенности указываются: психические расстройства, застенчивость, доверчивость, низкий уровень терпимости к двусмысленности, наивный идеализм, разочарование в культуре, восприимчивость или тяготение к состояниям типа транса, неразборчивое стремление к духовному смыслу.
Также подчеркивается, что не имеет значения, насколько человек может быть здоров, хорошо образован или счастлив, т.к. каждый может испытывать в какой-то степени разочарование, настроение неустойчивости, эмоционального утомления, отчаяния, идеализма и наивности. Отсюда вытекает вывод, что нет гарантированного иммунитета от деструктивных культов.
8. Культы ищут новичков среди людей, которые ощущают одиночество, страх перед настоящим и будущим или находятся в особо тяжелых обстоятельствах. Притягательная сила культов объясняется тем, что они предлагают упрощенную перспективу на будущее; они позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения; коллективные действия ослабляют ограничения и ощущения личной вины; возникает кажущаяся гармония внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями; подчинение лидеру, играющему роль «старшего брата»; лишено двойственности, свойственной отношениям между детьми и родителями.
9. Религия может являться средством ухода от окружающего мира, бегства в мир иллюзорный, фантастический, способом проявления своего Я.
10. Некоторые специалисты утверждают, что одним из самых распространенных факторов способствующих присоединению людей к культовым группам являются какие-либо серьезные неудачи в семейной жизни. В отчаянии люди бегут от боли, которую им причинил внешний мир, тянутся к поддержке группы, делающей их детьми, к структуре семьи, создающей веру.
11. В культы уходят не из каждой семьи, а из той, где отсутствует эмоциональное тепло, но присутствует жесткий авторитарный стиль воспитания. Вместе с тем, отмечается, что для адептов культов характерно наличие различных комплексов и личных проблем. В целом же притягательная сила культов заключается в дефиците общественного внимания к человеку, особенно когда он попадает в критические ситуации, переживает духовный кризис. В таких случаях он ищет покровителя и единомышленника в лице культовой организации или ее лидера.
12. К причинам увлечения сектантством относят стремление к самосовершенствованию, осознанию реальной ценности своего «Я», избавлению от физических недугов и душевного дискомфорта, а также поиск истины.
13. В результате Клинико-психолого-криминологического изучения группы адептов секты «пятидесятников» было установлено, что членами секты были люди с разным образованием, разной судьбой: мотивы прихода в секту также были различны. Благоприятной почвой во всех случаях служило наличие заблокированных, значимых в период времени, предшествующих приходу в секту, мотивов: коммуникативного, самоутверждения, стремления быть в центре внимания окружающих и т.д. «Реальная или условная блокада значимых мотивов занимала определенное место в структуре личностной дисгармонии. Появление нового ведущего мотива (участие в жизни религиозной секты), воспринимаемого в качестве универсального способа разрешения актуальных жизненных трудностей, снимающего необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий, полностью перестраивало прежнюю иерархию мотивов, приводило к определенной личностной трансформации»[66].
Также добавим сюда мнение Д.Г. Трунова, который считает, что люди приходят в секты, прежде всего для того, чтобы удовлетворить свои человеческие потребности. Он намеренно не встает на точку зрения (хотя и не отрицает ее), предполагающую, что в сектах имеются специальные средства «кодирования», которые изменяют людей настолько, что они становятся психологически зависимыми. Трунов считает, что в сектах и без «программирующих средств» имеется достаточное количество благоприятных факторов, которые могут сделать некоторых людей в буквальном смысле счастливыми и потому нуждающимися в этих организациях[67].
Как мы видим, среди психологов нет единого мнения, относительно того, что является причиной присоединения людей к культам различного толка. Ведущие специалисты в данной области утверждают: «не смотря на то, что жизненные обстоятельства и психологические черты могут делать людей наиболее уязвимыми для вербовщиков, любой человек, не осведомленный о тактиках контроля сознания, может стать мишенью деструктивного культа»[68]. Хотя большинство людей чувствуют себя невосприимчивыми к тому, чтобы быть втянутыми в какую бы то ни было группу, даже со слабенькой видимостью культа, опять же большинство из них может глубоко вдохновляться общественным делом или людьми, которые кажутся разделяющими наше чувство ценностей[69]. Все приведенные выше мотивы и факторы, способствующие присоединению людей к культовым группам, в различной степени и сочетании могут иметь место. Принятие культового образа жизни и идеологии может происходить по разным причинам, существует множество факторов влияющих на принятие такого решения, и не справедливо утверждать, что культы привлекают к себе людей ограниченных, маргиналов, нездоровых психически или физически. Однако следует заметить, что в последнее время все больше авторитетных специалистов, занимающихся проблемами деструктивных культов, сходятся во мнении, что человек не сам вступает в такие организации, а затягивается в них против собственной воли, при помощи различных психологических уловок, которые будут рассмотрены в следующих главах.
Обобщая и дополняя вышеизложенное, подчеркнем, что, во-первых, среди адептов сект могут быть психически здоровые, акцентуированные и психопатические личности, чей уровень образования может быть как неполным средним, так и высшим; во-вторых, к факторам, повышающим уязвимость личности перед сектантством, относятся психологическая предрасположенность (психические расстройства, неразборчивое стремление к духовному смыслу, доверчивость, наивный идеализм, утрата прежних ценностных ориентаций и т.д.), социальная ситуация (внезапная болезнь, смерть близкого, несчастный случай, развод, потеря работы и т.д.) и социальная среда (в первую очередь семья, которая может быть как религиозной, так и безрелигиозной, счастливой и неблагополучной, с демократичным или авторитарным стилем общения).
Наиболее уязвимыми для влияния культовых вербовщиков являются люди, находящиеся в конфликтных ситуациях с ближайшим социальным окружением, одинокие, испытавшие сильное психическое потрясение, потерявшие уверенность в собственных силах, испытывающие внутреннюю неудовлетворенность собой, своей жизнью, системой ценностных ориентаций и установок, т.е. люди в состоянии дезадаптации[70].
Возвращаясь к вопросу о возрастных характеристиках людей составляющих «группы риска» добавим, что в этом отношении особенно значимы стадии подростковая и поздней зрелости (после 60 лет). Опасность подросткового периода связана с возрастной неопытностью, недостаточной ответственностью, тяготением к простым ответам не сложные вопросы. Кроме того, психология подростка во многом носит культовый, групповой характер[71].
Нельзя обойти стороной и тот факт, что за 70 с лишним лет атеистического режима в душах людей образовался «духовный вакуум», стремительно заполняющийся в настоящий момент различными неорелигиозными, мистическими и оккультными движениями. Состояние духовной пустоты является одной из наиболее распространенных причин присоединения к культам среди граждан проживающих на территории бывшего СССР.
На основании исследований, посвященных влиянию на психику и поведение человека, средств массовой информации в частности телевидения и кино, можно сделать вывод, что сознание человека, регулярно просматривающего телевизионные программы наиболее уязвимо для культовой вербовки, т.к. предрасположено к участию в массовых шоу, концертах, и различных увеселительных мероприятиях. У современного человека с самого детства формируется потребность в зрелищах и волнующих душу переживаниях. Современная молодежь большую часть своего времени проводит в поисках развлечений, фильмы и телевизионные и радио передачи с серьезным смысловым содержанием вызывают у них скуку. Предпочтение отдается фильмам, радио- и телеканалам в которых больше спецэффектов, музыки, развлекательных и юмористических программ, и поменьше скучной болтовни. Даже люди в солидном возрасте уже сформировавшиеся как личности отмечают, что разучились смотреть серьезные фильмы, разучились напрягать свой ум для анализа сюжета картины.
Культовые группы ловко используют особенности психики современного человека и предоставляют людям возможность участвовать в различных многотысячных конгрессах, семинарах, массовых молениях, костюмированных шествиях, сеансах психотерапии и в других различных мероприятиях, направленных больше на эмоциональное состояние человека. В процессе проведения таких мероприятий от участников требуется усваивать не сложную информацию, человек пребывает в хорошем настроении, а часто и в различных экстатических состояниях, то есть получает то, к чему стремится его душа, к чему он заранее тяготеет.
Возьмем, к примеру «молитвенные собрания» движения под предводительством харизматического проповедника и ярого противника православия Ледяева, в них есть все: здесь вам и рок-концерт, и проповеди на религиозно нравственные темы, и юмористические выступления, и обличения пороков, и глумление над своими «врагами» (православными) и огромная толпа единомышленников, и мистическая основа – говорение на языках. Подобные представления впечатлят любого.
Очень важно отметить, факт практически поголовного использования культами психологической, духовной, медицинской, коммерческой, политической и всякой другой неосведомленности и неопытности людей: «их обманывают и привязывают к себе, всячески вызывая, сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности, формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у своих приверженцев»[72]. Ярким примером подобных действий являются публикации Свидетелей Иеговы, в которых постоянно подтасовываются факты, связанные как с историческими событиями вообще, так и с историей самой религиозной группы. Особенно же этим злоупотребляют и сайентологи, когда человек благодаря своей неосведомленности в ряде специфических вопросов человек завлекается на психологические тренинги и медицинские процедуры весьма сомнительного характера.
Культовые лидеры широко используют манипуляции с такими чувствами как любовь, страх, гордость, тщеславие, ненависть, эгоизм и т.д. Каждый человек желает, чтобы его уважали, любили, нуждались в нем. Поэтому новообращенный с первых дней пребывания в культе со всех сторон окружается вниманием и заботой: «для новичков секта маскируется и воспринимается ими как дружелюбная организация, активно желающая помочь им в самостановлении, развитии, преодолении жизненных трудностей»[73].
Свобода в культовых обществах относительна и допускается только в рамках концепции данного движения. Э. Фромм в своей книге «Бегство от свободы» показал необходимость этих ограничений для уменьшения тревоги и чувства одиночества. По его мнению, человек ищет власть, которая будет регламентировать его жизнь (глобально, например, в выборе смысла жизни, или боле детально, например, в выборе распорядка дня) и, тем самым, освободит его от личной ответственности — ответственности за принятие собственного решения[74].
Большинство будущих и бывших последователей культов страдают от сильного чувства одиночества. Частью культовой привлекательности является возможность уйти от этого чувства.
Склонны попадать в культы и люди бескомпромиссные в своих духовных поисках, стремящиеся к абсолютной истине «здесь и сейчас». Как уже отмечалось, культ предоставляет человеку простые ответы на сложные вопросы.
По оценкам психологов распространение культов определяется, кроме того, ограниченностью социальных контактов. Среди причин этого — и устранение детских и молодежных организаций в школах, тех же пионерских и комсомольских, на смену которым не пришли другие движения, сокращение количества «мероприятий». «Частые переезды, функциональность отношений обусловливают наши подспудные мечты о мире как большой семье. В культе представляют индивиду воплощение его мечты»[75].
Предрасположенность к манипулятивным отношениям вызревает десятилетиями. И лишь факт вовлеченности в культовую группу делает скрытое явным. «Авторитарность есть максима свободы обезличенного конформиста. Одновременно авторитарность — это усвоенная базовая модель отношений в семье и обществе. Культизм — одна из форм изменения группового статуса молодого человека, форма молодежного разрыва отношений с семьей. Это максима первичной свободы — выбор между авторитетами, видами власти над собой, формами собственной обезличенности. Предпочтение более высокого, нежели родительский, авторитета воспринимается в качестве собственно духовного роста. Прагматическое и авторитарное отношение родителей к ребенку заменяется столь же манипулятивным, но более статусным отношением со стороны культа. И то и другое — в гуманистической оболочке. Группа так же, как и родители, исключает личную ответственность ребенка. Ответственность и связанное с ним чувство вины проявляется лишь при переходе от одного типа безответственности к другому. Но и они вытесняются осознанием личностного роста, изменения статуса и приобщенности возвышенным целям»[76].
В первые годы своей деятельности сотрудники Информационно-консультационного центра имени Иринея Лионского столкнулись с фактом, когда человек, покинув одну культовую группу, через некоторое время присоединялся к другой, или, обратившись в Православие, искал в нем между верующими, священником и другими членами общины, отношений подобных культовым. По оценкам работников центра эти люди были психологически предрасположены к социальным отношениям именно такого характера, и не могли проводить другой образ жизни[77].
Подводя итог всему вышесказанному, следует обратить внимание на тот факт, что многие из перечисленных выше факторов не является специфическим для какой-либо одной религиозной или культовой организации. Возможно, культы вообще не придумали ничего нового, поскольку подобные психотерапевтические возможности и методы контроля в той или иной степени присутствуют и в светских объединениях, например в армейских подразделениях[78]. Помимо специфических манипулятивных методик, при помощи которых культы завлекают и удерживают своих последователей (речь о них пойдет дальше), у человека может быть масса причин, о которых мы можем и не подразумевать, чтобы присоединиться к той или иной культовой группе.
«Следует помнить, что потенциальной жертвой деструктивных культов является каждый в состоянии разочарования, наивности, безнадежности, хотя бы кратковременной дезадаптированности и фрустрированности и даже в состоянии авитаминоза»[79].