ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Жертвой деструктивного культа может стать практически любой человек. Наиболее уязвимыми для культовой вербовки считаются люди в состоянии дезадаптации, обусловленной особенностями семейного воспитания, индивидуально-психологическими и личностными свойствами, а также социально-экономическим кризисом нашего общества.

    Вовлечение в деструктивные культы представляет собой сложный, многогранный процесс. Несмотря на то, что многие люди проявляют интерес к культовым группам или индивидуально-психологически предрасположены к вступлению в подобные организации, их вовлечение происходит обманным путем и без осознанного согласия, так как перед ними на стадии вовлечения никогда полностью не раскрывается доктрина группы. Примитивизм вовлечения в секты (предмет нашей веры это спасение для всего человечества, он не имеет недостатков и является универсальным средством избавления от всех бед и т.д.) является действенным способом обращения личностей, которые испытывают неудовлетворенность собой, своим положением и большие затруднения в отношениях с другими людьми.

    Многие современные внеконфессиональные течения используют неэтичные методики манипулирования сознанием своих адептов, чтобы контролировать их мысли, чувства, поведение, используя это как средство содействия целям лидеров. При этом манипулирование сознанием строго маскируется. Так, контроль поведения создает невозможность или отсутствие желания сверять информацию, предоставляемую организацией, с реальностью; отказ от сна или его сокращение поощряется под маской духовных упражнений, необходимых тренингов или срочных и важных дел; неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовности; сенсорная перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки; страх и вина вызываются получением информации лидерами под предлогом исповедей, т.е. лидеры могут получать информацию, которая создает эмоциональную уязвимость, вызывает чувство страха и вины. Введение адептов в трансовые состояния посредством коллективных богослужений и различных медитационных техник позволяют программировать сознание адептов в соответствии с целями лидеров, не встречая сопротивления со стороны самих адептов.

    Таким образом, весь комплекс воздействия на адептов может настолько изменить их сознание, в результате чего абсолютно истинная и полезная информация, которая идет не от членов организации, не принимается, а ложная, но идущая от единоверцев, принимается как аксиома. Все это формирует и усиливает иррациональные верования и убеждения.

    Полная идентификация с членами группы, примитивная идеализация лидеров, девальвация реальных жизненных ценностей и замещение их ценностями группы, мотивация своего поведения иррациональными доводами, уход от реальности и отчуждение сопровождаются регрессией, дереализацией, деперсонализацией, галлюцинациями и бредом, что позволяет сделать вывод об усилении дезадаптации.

    Для возвращения адептов деструктивных культов к нормальной жизнедеятельности необходим комплекс социальных, психологических и психотерапевтических реабилитационных мер. Реабилитация адептов религиозных сект должна представлять собой динамическую систему различных воздействий и мероприятий, направленных на восстановление их психического и физического здоровья, личного и социального статуса.

    В настоящей работе определены социально-психологические признаки и понятие религиозных сект, выявлены индивидуально-психологические и личностные особенности, способствующие увлечению религиозным сектантством, изучены способы вовлечения в секты, а также методы, техники и механизмы деструктивного воздействия на сознание адептов, которые способствуют усилению дезадаптации личности.

    Настоящее исследование требует дальнейшего продолжения. В частности, дальнейшее внимание исследователей может быть сосредоточено на более детальном изучении реабилитации адептов деструктивных культов. Тем не менее, результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе с адептами сект и их родственниками, а также в ходе учебных занятий по сектоведению.

ССЫЛКИ

    1. См. Около миллиона россиян вовлечены в различные секты // Никольский православный вестник. 2003. №1. С. 2-3.
    2. См.: Лифтон Р.Д. Технология «промывки мозгов». СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005 г.С. 4-6.
    3. Роберт Джей Лифтон - заслуженный профессор психиатрии в Колледже уголовной юстиции Джона Джея Университета Нью-Йорк Сити, профессор психиатрии Исследовательского фонда (Foundations' Fund for Research Associate Professor of Psychiatry) в Йельском университете, преподавал в Гарвардском университете, где взаимодействовал с факультетом психиатрии и Центром исследований Восточной Азии, а также с Вашингтонской Школой психиатрии.
    4. См.: Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия: Перевод с англ. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. C. 9.
    5. См.: Там же. C. 9.
    6. Волков Евгений Новомирович – психолог, доцент Нижегородского университета.
    7. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 82-84.
    8. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон, СПб. 1898г. Т. 50. с.680
    9. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 168.
    10. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 31.
    11. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Прогресс. Универс, 1995 г. С. 583.
    12. Философский Энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1989. С. 382-383.
    13. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 223-225.
    14. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологич. бесед / отв. ред. акад. Л.А. Орбели. М.-Л., 1949. Т.2. С. 585.
    15. См.: Павлюченкова Т.В. Мышление как процесс и тесты // Совершенная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. Брушлинского А.В. М.: Изд-во Института психологии, 2000. С. 51.
    16. См.: Брушлинский А.В. Мышление как процесс и тесты диагностики интеллекта // Современная психология: состояние и перспективы исследований / Отв. ред.: А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С. 28-29.
    17. См.: Орлов Ю.М. Мышление и речь. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. С. 7.
    18. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 29.
    19. См.: Бэн А. Психология / Классика зарубежной психологии: Ассоциативная психология. М.: АСТ, 1998. С. 219.
    20. Изард K. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. С. 73.
    21. Цит. по: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 246.
    22. Краткий Философский словарь. М.: Политиздат, 1955. С. 437.
    23. Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 1250.
    24. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Прогресс. Универс, 1995 г. С. 563.
    25. Юнг. К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996. С. 201.
    26. Философский Энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1989. С. 596.
    27. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 368-369.
    28. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 244.
    29. См.: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 245.
    30. См.: Там же. С. 152.
    31. См.: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 152.
    32. См.: Анатолий (Берестов), иером. Сознание и подсознание с позиций христианской антропологии. http://pms.orthodoxy.ru/library/0056.htm 11.04.2005.
    33. См.: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 116.
    34. Дерябин В.С., проф. О закономерности психических явлений // Иркутский медицинский журнал. 1927. Т. V. №6. С. 10.
    35. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 81.
    36. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 268.
    37. См.: Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 677.
    38. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 218.
    39. См.: Джош Макдауэлл, Дон Стюарт. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М.: Протестант, 1993. С. 9-10.
    40. Цит. по Канатова Л.В. Социально-психологическое воздействие культов (сект) и характерные черты их последователей на основе культа «Свидетели Иеговы»: Дип. работа по специальности «Социальная психология и консультирование». СПбГУ, 1998.
    41. См.: Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия: Перевод с англ. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. С. 10.
    42. См.: Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.
    43. См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 110.
    44. См.: Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.
    45. Американский Семейный Фонд одна из ведущих организаций в мире по борьбе с деструктивными культами. www.csj.org
    46. См.: Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия: Перевод с англ. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. С. 10.
    47. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 653.
    48. См.: Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб. 1997 г.
    49. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. / Глав. Ред. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия, 1955. Т.38 С. 399.
    50. См.: Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. 3-е изд., испр. М.: Рус. Яз., 1986. С. 694.
    51. См.: Там же. С. 702.
    52. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. С. 44.
    53. Там же. С. 44.
    54. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. С. 44.
    55. Там же. С. 41.
    56. Там же. С. 44.
    57. Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.
    58. Осипов И.А. Тоталитарные секты: технология обмана. Мн.: Белорусский экзархат – Белорусская Православная Церковь, 2000. С. 42.
    59. См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 424.
    60. См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 47.
    61. См.: Баркер А. Новые религиозные движения. С-Пб.: РХГИ, 1997. С. 5.
    62. См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 48.
    63. См.: Пермяков А. Психологический портрет тоталитарной секты // Духовный собеседник. 2000. №2. С. 28.
    64. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «Благовест», 1999. С. 5.
    65. См.: Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2. С. 36.
    66. Цит. По: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 78.
    67. См.: Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога.  
    68. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 47
    69. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. № 1-2. С. 12.
    70. См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 80.
    71. См.: Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2. С.
    72. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. 
    73. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянова С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 66.
    74. См.: Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.
    75. Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 38.
    76. Там же. С. 37-39
    77. Из личной беседы с сотрудниками центра в 1999 году.
    78. См.: Трунов Д.Г. Религиозные организации и психотерапия // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 55.
    79. Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 37.
    80. Как начать разговор на библейскую тему. New Watchtower Bible And Tract Society Of New York, Inc. International Bible Students Association Brooklyn, New York, U.S.A., 1994. http://people.nnov.ru/volkov/group_docs/JW/How_begin_talk.html 15.05.05
    81. См.: Так называемые секты... http://psyberia.ru/mindterritory/sects 12.04.2005
    82. См.: Так называемые секты... http://psyberia.ru/mindterritory/sects 12.04.2005
    83. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Н. Новгород, 2003. С. 233-271.
    84. Секты против церкви: (Процесс Дворкина). М.: Издательств московской патриархии. 2000.
    85. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 207.
    86. Волков Е.Н. Экология третьего тысячелетия // Журнал практического психолога. 2000. №1-2. С. 6.
    87. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 244.
    88. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. № 1-2. С. 8.
    89. Там же. С. 10-11.
    90. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. № 1-2. С. 11.
    91. Там же. С. 11-12.
    92. См.: Там же. С. 12.
    93. См.: Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 16.
    94. Там же. С. 17.
    95. См.: Там же. С. 17.
    96. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 18.
    97. См.: Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 21.
    98. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 22.
    99. См.: Там же. С. 22.
    100. Как мне справиться с моим увлечением // Пробудитесь! 8.06.1994. С. 17.
    101. Там же. С. 19.
    102. Фромм Э. 1989. С.195.
    103. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога.  
    104. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога.  
    105. См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 77.
    106. См.: Там же. С. 77.
    107. См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 85.
    108. См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С.77
    109. Рид А.Д. За кулисами Сторожевой Башни. Разоблачение организации «Свидетели Иеговы». СПб., 1998. С. 51.
    110. См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 86.
    111. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога.  
    112. См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 85.
    113. Стивен Хассен имеет лицензию психотерапевта и степень магистра по психологическому консультированию Кембриджского колледжа.
    114. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 84.
    115. Michehl I. Cult Trauma and Recovery. P. 44. http://www.trancenet.org/mooism/ilp-lk.shtml 22.03.04.
    116. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 324.
    117. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 84.
    118. Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 20.
    119. См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 21.
    120. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 90.
    121. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции. Ленинград: Наука, 1974. С. 84.
    122. См.: Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции. Ленинград: Наука, 1974. С. 85-86.
    123. Методы Асахары // Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. 1999. №1(2). С. 33.
    124. Крылова Л. Здесь убивают любовь к матери // Православный Санкт-Петербург. 1993. №18 декабрь. С. 2.
    125. См.: Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: «Селена +», 1995. С. 68.
    126. См.: Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: «Селена +», 1995. С. 71-72.
    127. См.: Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: «Селена +», 1995. С. 37.
    128. «Честная игра» саентологов // Региональная информационно-просветительская газета «За Православие и самодержавие». 2004. №8(43) С. 9.
    129. См.: Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: «Селена +», 1995. С. 76.
    130. Вассоевич А.Л. Информационные войны // Вестник политической психологии. 2004. Июнь. С. 22.
    131. Там же. С. 22.
    132. См.: Там же. С. 22.
    133. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 93.
    134. См.: Скородумов А. А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 88.
    135. См.: Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. № 1-2. С. 24.
    136. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 48.
    137. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. № 1-2. С. 14.
    138. Из личной беседы автора со свидетелями Иеговы.
    139. См.: Брушлинский А.В. Мышление как процесс и тесты диагностики интеллекта // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности. С. 28-29.
    140. Селиванов В.В. Субъект, личность и мышление // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности. С. 77.
    141. Орлов Ю.М. Мышление и речь. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. С. 1.
    142. См.: Селиванов В.В. Субъект, личность и мышление // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности. С. 77.
    143. См.: Там же. С. 79.
    144. См.: Там же. С. 86.
    145. Там же. С. 84.
    146. См.: Селиванов В.В. Субъект, личность и мышление // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности. С. 86.
    147. См.: Так называемые секты... http://psyberia.ru/mindterritory/sects 12.04.2005.
    148. Павлюченкова Т.В. Мышление как процесс и тесты // Совершенная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. Брушлинского А.В. М.: Изд-во Института психологии, 2000. С.54.
    149. Орлов Ю.М. Мышление и речь. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. С. 7.
    150. Цит. По.: Орлов Ю.М. Мышление и речь. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. С. 8.
    151. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 248.
    152. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Н. Новгород, 2003. С. 206.
    153. Так называемые секты... http://psyberia.ru/mindterritory/sects 12.04.2005.
    154. Из личной беседы с бывшим адептом секты «Свидетели Иеговы».
    155. Так называемые секты... http://psyberia.ru/mindterritory/sects 12.04.2005.
 &nbnbsp;sp;  156. См.: Сафронов А.Г. Социально-индуцируемые неврозы // Вестник Харьковского Государственного университета «Актуальные вопросы философии науки и современных технологий». 1997. № 388.
    157. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. № 1-2. С. 21.
    158. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции. Ленинград: Наука, 1974. С. 44.
    159. См.: Там же. С. 44.
    160. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 90.
    161. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 100.
    162. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 100.
    163. См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 100-101.
    164. Канатова Л.В. Социально-психологическое воздействие культов (сект) и характерные черты их последователей на основе культа «Свидетели Иеговы»: Дип. работа по специальности «Социальная психология и консультирование». СПбГУ, 1998.
    165. См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 99-104.
    166. См.: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 152.
    167. См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 89.
    168. Там же. С. 89.
    169. См.: Там же. С. 89.
    170. См.: Скородумов А. А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 90.
    171. Там же. С. 90.
    172. См.: Скородумов А. А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 90.
    173. Анциферова Л.И. Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе // Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М., 1966. С. 77.
    174. Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 93.
    175. См.: Там же. С. 94.
    176. Короленко Ц.П., Дмитриева Н В. Социодинамическая психиатрия. М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 335.
    177. Там же.
    178. Короленко Ц.П., Дмитриева Н В. Социодинамическая психиатрия. М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 335.
    179. Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 98.
    180. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога.  
    181. Десять ответов навязчивого незнакомца // Прозрение. 1999. № 2 (3). С. 47.
    182. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000. С. 16.
    183. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия: Перевод с англ. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. С. 149.
    184. См.: Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. 
    185. См.: Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995. С. 21.
    186. См.: Скородумов А. А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 75.
    187. Скородумов А. А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 156.
    188. См.: Королев А.А. Тоталитарные секты как разновидность организованной преступности // Православная Осетия. 2004. №8. С. 12.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

Источники.

    1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. 528 с.
    2. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. 1996. № 5.
    3. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции. Ленинград: Наука, 1974. 258 с.
    4. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. Обнинск: Принтер, 2000. № 1-2. с. 8-35.
    5. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия: Перевод с англ. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. 282 с.
    6. Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. Обнинск: Принтер, 2000. № 1-2. с.35-40.
    7. Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. 212 с.
    8. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 400 с.

Пособия.

    1. Анциферова Л.И. Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе // Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М., 1966. С. 77-80.
    2. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: РХГИ, 1997. 281 с.
    3. Брушлинский А.В. Мышление как процесс и тесты диагностики интеллекта // Современная психология: состояние и перспективы исследований / Отв. ред.: А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. 287 с.
    4. Бэн А. Психология / Классика зарубежной психологии: Ассоциативная психология. М.: АСТ, 1998.
    5. Вассоевич А.Л. Информационные войны // Вестник политической психологии. 2004. Июнь. С. 22-44.
    6. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. 1996. № 2. С. 75-93.
    7. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995. 47 с.
    8. Дворкин А. Л. Сектоведение. Н. Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. 693 с.
    9. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. 813 с.
    10. Дерябин В.С., проф. О закономерности психических явлений // Иркутский медицинский журнал. 1927. Т. V. №6. С. 5-14.
    11. Десять ответов навязчивого незнакомца // Прозрение. 1999. № 2 (3). С. 45-70.
    12. Джош Макдауэлл, Дон Стюарт. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей: Перевод с англ. М.: Протестант, 1993. 224 с.
    13. Изард K. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 460 с.
    14. Канатова Л.В. Социально-психологическое воздействие культов (сект) и характерные черты их последователей на основе культа «Свидетели Иеговы»: Дип. работа по специальности «Социальная психология и консультирование». СПбГУ, 1998. 60 с.
    15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н В. Социодинамическая психиатрия. М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 459 с.
    16. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «Благовест», 1999. 268 с.
    17. Лифтон Роберт Джей. Технология «Промывки мозгов»: Перевод с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 576 с.
    18. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб., 1997.
    19. Методы Асахары // Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. 1999. №1(2). С. 33.
    20. Орлов Ю.М. Мышление и речь. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. 28 с.
    21. Осипов И.А. Тоталитарные секты: технология обмана. Мн.: Белорусский экзархат – Белорусская Православная Церковь, 2000. 192 с.
    22. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологич. бесед / отв. ред. акад. Л.А. Орбели. М.-Л., 1949. Т.2. 627 с.
    23. Павлюченкова Т.В. Мышление как процесс и тесты // Современная личность: Социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. Брушлинского А.В. М.: Изд-во Института психологии, 2000.
    24. Пермяков А. Психологический портрет тоталитарной секты // Духовный собеседник. Журнал Самарской епархии РПЦ. 2000. №2.
    25. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: «Селена +», 1995. 90 с.
    26. Рид Д.А. За кулисами Сторожевой Башни. Разоблачение организации «Свидетели Иеговы». СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. 160 с.
    27. Сафронов А.Г. Социально-индуцируемые неврозы // Вестник Харьковского Государственного университета «Актуальные вопросы философии науки и современных технологий». 1997. № 388. С. 157-183.
    28. Секты против церкви: (Процесс Дворкина). М.: Издательств московской патриархии. 2000. 736 с.
    29. Селиванов В.В. Субъект, личность и мышление // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М: Изд-во ИП РАН, 2002.
    30. Трунов Д. Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996. № 4.
    31. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 269 с.
    32. Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. 83с.
    33. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000. 270 с.
    34. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Прогресс. Универс, 1995. 715 с.
    35. Юнг. К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996. 267 с.

Словари и справочные издания.

    1. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. / Глав. Ред. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия, 1955. Т.38 665 с.
    2. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. 3-е изд., испр. М.: Рус. Яз., 1986. 840 с.
    3. Философский Энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская Энциклопедия, 1989. 815с.
    4. Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
    5. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 1993. 510 с.
    6. Краткий Философский словарь. М.: Политиздат, 1955. 507с.
    7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1972. 864 с.
    8. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494с.
    9. Энциклопедический словарь. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1898. Т. 50. 958 с.

    Электронные документы

    1. Michehl I. Cult Trauma and Recovery. 1996. 59 p. http://www.trancenet.org/mooism/ilp-lk.shtml 22.03.04.
    2. Анатолий (Берестов), иером. Сознание и подсознание с позиций христианской антропологии. http://pms.orthodoxy.ru/library/0056.htm 11.04.2005.
    3. Как начать разговор на библейскую тему. New Watchtower Bible And Tract Society Of New York, Inc. International Bible Students Association Brooklyn, New York, U.S.A., 1994. http://people.nnov.ru/volkov/group_docs/JW/How_begin_talk.html 15.05.05
    4. Так называемые секты... http://psyberia.ru/mindterritory/sects 12.04.2005.
    5. Хассен С. Борьба против культового контроля над сознанием. http://people.nnov.ru/volkov/descult/books/Hassan_Combatting_content.html 13.05.2005.

Публицистика

    1. Как мне справиться с моим увлечением // Пробудитесь! 8.06.1994. С. 17-19.
    2. Королев А.А. Тоталитарные секты как разновидность организованной преступности // Православная Осетия. 2004. №8. С. 12.
    3. Крылова Л. Здесь убивают любовь к матери // Православный Санкт-Петербург. 1993. №18 декабрь. 4 с.
    4. Около миллиона россиян вовлечены в различные секты // Никольский православный вестник. 2003. № 1. С. 2-3.
    5. «Честная игра» саентологов // Региональная информационно-просветительская газета «За Православие и самодержавие». СПб., 2004. №8(43) С. 9.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter