IV. Эмоциональный контроль

    Эмоциональный контроль является самым мощным орудием в руках деструктивных культов, именно воздействуя на эмоции, культам удается очень быстро и эффективно управлять поведением своих адептов.

    1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение.

    2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа.

    3. Чрезмерная эксплуатация чувства вины. Чувство вины, возникающее вследствие несоответствия гипотетическому групповому идеалу, является одним из сильнейших методов воздействия на человека тоталитарных режимов. Примерами таких идеалов являлись образы «настоящего советского человека» и «истинного арийца» в соответствующих культурах. Другим эффективным методом воздействия группы является предъявление к человеку заведомо завышенных требований, которым невозможно соответствовать и выборочно – попустительский контроль за выполнением этих требований, также вызывающие комплекс вины.

    Человеку постоянно внушается, что он не живет в соответствии со своим потенциалом, не достаточно трудится для достижения поставленного культом идеала, что его семья является источником греха, что вся жизнь человека связана с грехом – все его привязанности, мысли, чувства, поступки греховны.

    Для того чтобы загладить вину человек старается максимально точно выполнять социальные предписания, невзирая на их правильность, или отказывается от части своих законных притязаний.

    Биологическая невозможность следовать подобным установкам приводит к тревожности и неустранимому чувству вины, которые компенсируются социально – одобряемыми защитными механизмами. Например, следствием такой защиты может быть повышенный патриотизм, являющийся формой переноса[156].

    Чувство обязанности и вины может также возникнуть, если позволить кому-либо принести жертву в вашу пользу. Дайна Луи, которой удалось бежать из Джонстауна, подробно рассказала о своем опыте в тамошней больнице. «Она страдала от тяжелого кишечного вируса, чувствуя себя одураченной и неудовлетворенной, когда к ее постели подошел Джим Джонс. «Какие у вас условия жизни?» — спросил он. Она неловко дернулась на своей койке, стараясь не поднимать на него глаза. «Нет ли какой-нибудь особой пищи, которой вам бы хотелось?» Она подумала о своем душном битком набитом бунгало, личинках в ее рисе, о своем истощении, о нарушенных обещаниях. «Нет, — ответила она. — Все прекрасно; мне вполне удобно». Она сказала: «Я знала, что как только он предоставит мне эти привилегии, он меня заполучит. Я ни в чем не хотела быть ему обязанной». Она была одной из горсточки тех, кто смог избежать массового убийства и самоубийства»[157].

    4. Чрезмерная эксплуатация чувства страха. Членам культов прививается боязнь мыслить независимо, что позволяет надежнее контролировать их поведение. Для того чтобы адепты усерднее трудились на благо культа, были покорными и быстрее принимали навязываемый движением облик, в них поддерживают непрекращающееся чувство тревоги. Постоянно могут обсуждаться темы нападения лютых врагов, культивируется страх перед природными бедствиями, человеку прививается боязнь «внешнего» мира, боязнь потерять свое спасение. Также сильное влияние на члена культа, оказывает страх покинуть группу или оказаться в положении, когда группа его избегает. Особенно сильно это действует на человека, посвятившего движению много сил и времени.

    Одним из самых сильных переживаний, подогреваемых культами, является страх смерти, своего будущего исчезновения. Свидетели Иеговы практически в каждом номере Сторожевой Башни красочно описывают Армагеддон и гибель всего внешнего мира. Яркие иллюстрации очень реалистично изображают мучения грешников, на фоне спасающихся свидетелей. Необходимо заметить, что подобные приемы оказывают очень сильное влияние на человека. Вспомним, к примеру, тот факт, что после объявления Корпорацией Сторожевой Башни очередного конца света счета организации моментально пополнялась.

    Так же чувства страха и вины могут возникать в результате получения лидерами информации, которая создает эмоциональную уязвимость человека.

    5. Групповое воздействие. Под групповым воздействием понимается человеку предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда новообращенные соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки предписаниям движения. В результате вербуемые могут поддаться групповому воздействию, иногда даже, несмотря на твердые убеждения, противоречащие верованиям и практике движения. Также сюда относится и так называемая «бомбардировка любовью» (love-bombing), направленная на усиление потребности в принадлежности к культовой группе. Она может осуществляться посредством различных игр, подобных детским, совместного пения, объятий, прикосновений и лести.

    6. Провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спадов.

    7. Ритуальное и часто публичное признание «грехов».

    8. Индоктринация фобий. «Фобией называется навязчивая эмоция страха, которая возникает только при контакте с определенными объектами или в определенной ситуации и никогда не появляется в их отсутствие»[158]. Человек может осознавать нелепость, беспочвенность, необоснованность этой эмоции, но не в состоянии подавить ее. В соответствии с видом навязчивого страха больной организует свое поведение. Большинство авторов, основываясь на изучении истории жизни и болезни своих пациентов, считает, что фобии формируются по механизму условного рефлекса[159]. Человеку внушаются иррациональный страх, связанный с уходом из движения или с сомнениями в авторитете лидера. Человек, чье сознание контролируется, не может представить будущую реализацию своих потенциальных возможностей вне группы. Его убеждают, что вне культа невозможно счастье и любая положительная деятельность. Человеку внушается, что уход из группы повлечет за собой страшные последствия: адские муки, одержимость демоном, неизлечимые болезни, несчастные случаи, самоубийство, безумие, обреченность на бесконечное перевоплощение (10000 реинкарнаций) и т.д. Страх перед тем, что тебя отвергнут друзья, члены группы и семья, приводит старательному уклонению от общения с тем, кто осмелился уйти, что значительно снижает шансы адепта покинуть культ.

    Никогда не может быть оправданных причин для выхода из культа. С точки зрения группы, тот кто ушел, оказался «слаб», «недисциплинирован», «бездуховен», «суетен», «ему промыли мозги семья или консультант» или «совратили деньги, секс, музыка». С таким человеком необходимо прекратить всякое общение.

    «Важно понять, что деструктивный контроль сознания (контроль над личностью) возникает только тогда, когда совокупное влияние всех четырех компонентов вызывает зависимость от лидера и группы, склоняет к повиновению им. Наличие каждого пункта не обязательно. Члены культа чье сознание находится под чужим контролем, могут жить в собственных квартирах, иметь работу «с девяти до пяти» состоять в браке, иметь детей и при этом быть неспособными думать и действовать независимо»[160].

    Кратко BITE-модель можно представить в виде следующей схемы:

I. Контроль поведения

    1. Регулирование физической реальности индивидуума.
    2. Основное время посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
    3. Выработка покорности и зависимости. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения.
    4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях.
    5. Поощрения и наказания.
    6. Индивидуализм не одобряется, преобладает «групповое мышление».
    7. Жесткие правила и предписания.

II. Информационный контроль

    1. Использование обмана.
    2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен.
    3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных.
    4. Поощряется слежка за другими членами группы.
    5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа (ей отдается предпочтение).
    6. Неэтичное использование исповеди.
    7. Вырабатывается необходимость в повиновении и зависимости.

III. Контроль мышления

    1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину.
    2. Использование «передернутого» языка.
    3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.
    4. Применение гипнотических техник, вызывающих измененные психические состояния.
    5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний. Применение «мыслетормозящих» техник.
    6. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно правильными.
    7. Никакие альтернативные системы верований не признаются законными, хорошими или полезными.

IV. Эмоциональный контроль

    1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение.
    2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа.
    3. Чрезмерная эксплуатация чувства вины.
    4. Чрезмерная эксплуатация чувства страха.
    5. Провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спадов.
    6. Ритуальное и часто публичное признание «грехов».
    7. Индоктринация фобий: внушение иррациональных страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter