МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ В ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ

Иобсудить на форумеспользуя обстановку глубокого экономического, идеологического и духовного кризиса 90-х годов, а также возросший интерес населения к религии, в Россию внедрились многие нетрадиционные религиозные организации, которые пользуются в мире скандальной известностью и известны как деструктивные культы или тоталитарные секты.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ
I. ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
    1.1. Промывка мозгов. Реформирование мышления. Контроль сознания.
    1.2. Мышление, сознание, контроль сознания.
        1.2.1. Общие тенденции развития психологии.
        1.2.2. Мышление.
        1.2.3. Сознание.
        1.2.4. Контроль сознания.
    1.3. «Деструктивный культ» или «тоталитарная секта».
II. КАК ЛЮДИ ПОПАДАЮТ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ
    2.1. Социально-психологические предпосылки увлечения современными внеконфессиональными течениями.
    2.2. Способы вербовки людей в деструктивные культы.
III. МЕТОДЫ, ТЕХНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ АДЕПТОВ В ДЕСТРУКТИВНЫХ ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЯХ.
    3.1. Контроль сознания. Психология вербовки.
    3.2. Основные модели деструктивного контроля сознания.
        3.2.1. Восемь приемов контроля сознания Р. Лифтона.
        3.2.2. BITE-модель Стивена Хассена.
    Когнитивный диссонанс.
    Развитие ВITE-модели.
        а) Контроль поведения
        б) Информационный контроль
        в) Контроль мышления
        г) Эмоциональный контроль
    Создание культовой личности
    3.3. Специфические техники, используемые разными организациями.
IV. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ССЫЛКИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

ВВЕДЕНИЕ

    В России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 млн. человек, причем 70 процентов из них – молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Только «штатных» сектантов насчитывается минимум 600-800 тыс. Во многих культах сегодня приток членов равен оттоку – выжатый, как лимон, материально, физически и морально сектант через несколько лет «выкидывается» за ненадобностью. По данным экспертов, секты активно скупают недвижимость, сколачивают лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по, якобы, нарушенным законам свободы совести, стремясь основательнее закрепиться в российском обществе[1].

    В настоящей работе рассматривается проблема социально-психологического воздействия на личность деструктивных культов (тоталитарных сект). Актуальность проблемы состоит в том, что с помощью хорошо отработанных приемов психологического воздействия для вербовки новых членов культы (секты) умело вовлекают в свои ряды тысячи наших обманутых граждан, в основном молодого возраста 15-35 лет, вырывая их из жизни семьи и общества.

    У членов культов изменяются ценностные ориентиры и установки, которые были привиты им с детства, приобретены в процессе обучения и межличностного общения, т.е. меняются свойства личности, связанные с социально-психологической адаптацией к социуму.

    Самыми распространенными причинами вовлечения в культы является поиск в условиях тревожной и напряженной жизни нашего общества новых смыслообразующих ценностей, духовной и социальной защиты при отсутствии у людей религиозных и психологических знаний.

    Любой деструктивный культ вырастает на почве «основного общества», «основной реальности», педалируя и концентрируя мелочные и привычные грани повседневной реальности: стереотипы доверия, подчинения, взаимообмена, иллюзии простых и быстрых решений, гипноз слов, титулов, иных знаков. Это позволяет добиться того, что человек становится врагом самому себе при соответствующей организации взаимодействия и воздействия окружающей его группы. Организованное чрезмерное социальное (групповое) давление сильно ограничивает способность человека к самостоятельному поведению.

    Наиболее негативное воздействие из действующих в настоящее время в России оказывают следующие деструктивные культы:
    1. американского происхождения - «Свидетели Иеговы», или «Общество Сторожевой башни»; «Церковь Саентологии» или «Дианетика»; «Семья» или «Дети Бога»; «Церковь Христа» (Бостонское движение);
    2. южно-корейского - «Церковь Объединения» Муна, или «Вузовская ассоциация по изучению Принципа»;
    3. индийского - «Всемирное Общество Сознания Кришны»;
    4. шведского - «Слово жизни»;
    5. российского - «Последователи Виссариона», «Богородичный Центр» или «Церковь Божьей Матери Преображающей».

    Негативное изменение личности и изоляция от окружающего мира вовлеченных в культы людей часто приводят к разрыву семейных отношений, что приносит многочисленные страдания их семьям и родственникам.

    Целью настоящей работы является исследование и систематизация современных данных о способах вовлечения в секты; изучение применяемых сектами методов обработки, удержания и изменения поведения их членов; описать негативное социально-психологическое воздействие деструктивных культов (тоталитарных сект) и определить характерные черт личности людей предрасположенных к культовой вербовке. Все это необходимо для понимания процессов и изменений, происходящих с человеком под воздействием культового контроля сознания, что позволит найти правильный подход в работе как с действующими членными тоталитарных сект, так и с бывшими их последователями.

    В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
    1. Изучение вопросов касающихся проблем сознания и мышления в современной психологии.
    2. Обзор работ отечественных и зарубежных психологов посвященных проблемам психологических манипуляций.

    Апробация работы: Результаты исследования были зачитаны в форме доклада на криминалистическом семинаре для научных и практических работников правоохранительных органов: «Тоталитарные секты и проблемы борьбы с экстремизмом».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter