Печать
Просмотров: 33420

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ
ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТАХ
(НА ПРИМЕРЕ СЕКТЫ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»)

Вобсудить на форуме средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин «манипуляция». Описывающие это явление утверждают, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ. МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ В СЕКТАХ
    1.1 Определение понятия манипуляция сознанием
    1.2 Способы психического взаимодействия используемые при манипуляции сознанием в различных сферах жизнедеятельности
    1.3 Особенность манипуляции сознанием в сектах
        1.3.1 Объективные факторы, облегчающие манипулирование сознанием
        1.3.2 Манипулирование сознанием и изменение личности в тоталитарных сектах
ГЛАВА 2 МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ
В ТОТАЛИТАРНОЙ СЕКТЕ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»

    2.1 История возникновения секты и ее вероучение
    2.2 Вербовка адептов в секту и способы манипулирования их сознанием
    2.3 Способы противостояния манипуляции с психологической точки зрения
    2.4 Последствия для человека и общества деятельности тоталитарных сект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

    Действительно, в ряде стран проводились соответствующие эксперименты. В рамках разработки закрытых исследовательских программ предпринимались попытки с помощью уничтожения участков мозга, воздействия с помощью экзотических наркотиков и даже гипноза добиться от подопытных контролируемого поведения с тем, чтобы они выполняли любое задание помимо своей воли. Однако, потратив значительные средства организаторы проектов были вынуждены признать, что нанять наемного убийцу легче и надежнее чем заставить убить или стать шпионом человека, подвергшегося воздействию специальных технологий [11].

    И все же технологии тайного принуждения личности есть. Существуют разнообразные средства, методы и приемы манипуляции, которые постоянно используются в нашей повседневной жизни, практически во всех сферах социального взаимодействия людей, и объектом воздействия которых в наше время выступает любой человек современного общества.

    Целью данной работы является рассмотрение способов, методов и приемов манипуляции сознанием людей в современных тоталитарных сектах (на примере секты «Свидетели Иеговы»). Для решения поставленной цели мы определили следующие задачи:
    - для начала необходимо определить, что мы понимаем под словом «манипуляция», дать ему определение;
    - далее рассмотреть способы и методы и приемы манипуляции сознанием в различных сферах жизнедеятельности человека;
    - рассмотреть особенности манипуляции сознанием в тоталитарных сектах вообще и, в частности, в такой известной секте, как «Свидетели Иеговы»;
    - выявить способы противостояния манипулятивным технологиям;
    - а также выяснить последствия для человека и общества деятельности тоталитарных сект.

    Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что сегодня тысячи сограждан попадают под влияние различных псевдорелигиозных тоталитарно-деструктивных культов, которые разрушительно действуют на психческое и физическое здоровье человека. Также тоталитарные секты крайне опасны еще и потому, что одной стороной они срастаются с преступным миром, а другой – проникают в структуры власти, где ведут свою подрывную работу против страны в целом.

    Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении определяются цель и задачи, актуальность и общая структура исследования. В первой главе мы рассматриваем понятие «манипуляция», способы и методы манипулирования сознанием в современном мире. Так же выявляем манипулятивные технологии используемые тоталитарными сектами при вербовке и изменении сознания членов своей организации. Во второй рассматривается деятельность одной из самых известных тоталитарных сект «Общества Сторожевой башни» или «Свидетелей Иеговы», которая в Сургуте сегодня ведет активную деятельность по вербовке адептов. Далее выявляются способы противодействия манипуляции, выделяется несколько практических советов по выводу человека из деструктивного культа и выясняется каковы последствия их деятельности для человека, общества и государства. В заключении даются общие выводы по всему исследованию. В данной работе использовано 20 источников.

{mospagebreak}

ГЛАВА 1 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ В СЕКТАХ

1.1 Определение понятия манипуляция сознанием

    Говоря о манипуляции, необходимо сначала определить, что мы понимаем под этим понятием. Слово "манипулирование", или "манипуляция", ведет свое происхождение от латинского слова "manipulare" и в своем первоначальном значении означало "управлять" в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь и т.д. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание [6]. Наиболее полное, на наш взгляд, определение манипуляции дал Е.Л.Доценко в работе "Манипуляция: феномен, механизм, защита": "Это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий" [8].

    Важно здесь отметить, что жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соучастник. Можно сказать, что манипуляция состоялась только тогда, когда человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели, жизненные установки, нормы, принципы. А если он не поддался, если усомнился, то манипуляция не удалась.

    Как пишет Кара-Мурза: «Манипуляция – это не насилие, а соблазн» [6, С. 28]. Каждый человек – личность свободная, и поэтому он сам ответственен за то, что поддался уловкам манипуляторов. Человечество накопило достаточно знаний и чтобы успешно манипулировать, и чтобы избегать этих манипуляций.

    Здесь же мы дадим определение понятию «тоталитарная секта», которое мы будем использовать дальше в данной работе.

    А. Л. Дворкин дает следующее определение данному понятию: «Тоталитарными сектами, или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся "контролирование сознания"» [17, С. 18]. Секты - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения.

    Таким образом, мы выяснили, что манипуляция – это программирование мнений и устремлений людей, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции. Очень часто такие средства манипуляции используют тоталитарные секты. Какие есть способы манипуляции, кем они используются и с какой целью мы рассмотрим ниже.

1.2 Способы психического взаимодействия используемые
при манипуляции сознанием в различных сферах жизнедеятельности

    Определив, что есть манипуляция, мы перейдем к рассмотрению способов психического взаимодействия людей, которые используются сегодня в манипулятивных целях.

    Было бы неверно полагать, что психологические манипуляции с людьми есть открытие современного общества и связано лишь с функционированием средств массовой коммуникации. Переход к информационному обществу лишь способствует трансформации психологических манипуляций и переносу их применения из таких относительно ограниченных сфер общественной жизни, как политика, дипломатия, военное искусство, торговля и некоторых ситуаций межличностного взаимодействия, в область массового использования как технологии и идеологии социального взаимодействия и общения людей в современном обществе. То есть современные условия придали, по сути, информационно-психологическому воздействию и использованию психологических манипуляций в коммуникационных процессах практически характер всеобщности.

    Восточная культура, например, имеет очень большой исторический опыт использования в социальном взаимодействии психологических манипуляций. Манипулятивный подход там достаточно органично включен в искусство тайного управления противником, является философской, идейной основой и практикой дипломатии и политики. Искусство составлять поэтапный многошаговый план взаимодействия между людьми со скрытой от посторонних целью, применяя многочисленные хитрости и ловушки для достижения успеха, является с древнейших времен отличительной чертой мышления и поведения китайских государственных деятелей, дипломатов и военных [4].

    Манипулирование людьми использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия сегодня стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни экономической конкуренции и политической борьбе.

{mospagebreak}

    Рассмотрим, какие психологические воздействия сегодня используются при манипуляции сознанием. Перечислим их ниже.

     Заражение - как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей. Заражения можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Например, в случае с катастрофой подлодки «Курск» - это тревога за жизнь экипажа, которая охватила всю страну [13, С. 119].

    Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Способность массовой аудитории к заражению используется массовыми коммуникациями посредством, определенным образом переданной информации с целью одновременного приведения к определенным действиям большой массы людей [13, С. 119-120].

     Внушение
    Бехтерев Владимир Михайлович определяет внушение как «…один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или ненамеренно со стороны воздействующего лица и которое может происходить или незаметно для внушаемого лица, или даже с его ведома и согласия» [2, С. 18].

    Внушаемость – глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Внушение – это подчинение не через рассудок, а через чувства [13, С. ].

    Внушение прямо связывается с манипуляцией сознанием, поскольку представляет собой вторжение в сознание посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом акте "Я" субъекта. Производится ли внушение словами или другими знаками, везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния.

    Внушение, или суггестия, - это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Объектом могут быть и большие группы людей - массовое внушение. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам [13, С. 113-116].

     Подражание
    Способность индивидов к подражанию применяется массовыми коммуникациями для формирования определенных моделей поведения аудитории посредством демонстрации ей поведения тех или иных индивидов, пользующихся у массовой аудитории доверием и авторитетом [13, C. 117-118].

    Стереотип
    Полезность стереотипов для человека заключается в том, чтобы воспринимать и оценивать сообщение быстро, не думая; манипулятор может применять их как "фильтры", через которые его жертвы видят действительность.

    Одним из главных "материалов", с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. Социальный стереотип – устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании, как на основе жизненного личного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица [13, C. 122-123].

    Обычно стереотипы включают в себя эмоциональное отношение человека к каким-то объектам и явлениям, так что при их выработке речь идет не только об информации и мышлении, а о сложном социально-психологическом процессе. Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и использованы как мишени для манипуляции .

     Убеждение
    Убеждение – это процесс логического обоснования, с целью добиться результата. В ходе убеждения приводятся факты, аргументы, разъяснения. Убеждение предполагает активное участие субъекта, ибо ему предлагается ряд доводов, которые он осмысливает и принимает или отвергает [13, C. 120].

    Иными словами: убеждение как метод воздействия на сознание личности, ориентируется на критическое суждение, преобладание доказательств, фатов и аргументированности суждений.

{mospagebreak}

     Технология 25 кадра
    Хотелось бы начать с того, что в телевидении это 26-й кадр, так как скорость движения пленки выше, чем в кино. Но сути это, конечно, не меняет. Скрытый, дополнительный кадр может менять поведение человека. И хотя формально использование этой технологии в России запрещено в статье 10 Закона «О рекламе» и Законом «О средствах массовой информации», нет никакой гарантии, что «25-й» кадр не используется, ибо проследить за этим достаточно сложно [13, C. 127-132].

     Нейролингвистическое программирование (НЛП)
    Хотелось бы более подробно остановиться на относительно молодом, но очень популярном и интригующем виде психологической практики и, как следствие, методе манипуляции, – нейролингвистическом программировании (НЛП).

    Нейролингвистическое программирование появилось недавно и у него нет строгого определения. Одна из основателей Джудит Делозье, так дает определение НЛП: «Если бы я давала имя NLP (аббревиатура на английском), я бы расшифровала его как Now Lets Play», что означает «а теперь давай играть» [3]. То есть основная идея НЛП – это то, как делать серьезные вещи изящно, легко, играючи.

    НЛП исходит из того, что функционирование мышления человека в определенной степени напоминает работу компьютера в том смысле, что мышление человека программируемо. Весь вопрос в том, чтобы правильно сформулировать программу и сделать ее доступной сознанию и подсознанию человека. В несколько узком значении, НЛП – это разновидность суггестивной психотерапии, направленная на изменение поведение человека путем формирования заданных программ в «замаскированной» вербальной форме [3].

    Одним из базовых положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе открытые неиспользованные ресурсы [3].

    Исходя из этого, основные задачи коммуникатора – обеспечить доступ к этим ресурсам. Отсюда понятие «моделирование». На первом этапе происходит сбор информации. Далее устанавливается «раппорт» - такое состояние между коммуникатором и реципиентом, при котором в результате коммуникации возникает максимальное доверие. Понятие «коммуникация» используется здесь очень широко для обозначения практически любого взаимодействия человека с другими людьми (случайный разговор, убеждение, переговоры.) [3].

    Раппорт достигается на сознательном и бессознательном уровне, когда коммуникатор присоединяется к репрезентативным системам человека, отражая их в своем вербальном и невербальном поведении. Под репрезентативной системой понимают способ представления, осмысления и восприятия окружающего мира человеком в контексте каналов поступления информации: через органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. В соответствии с этим принципом НЛП все люди делятся на типы: визуалы, аудиалы, кинестетики и «обоняющие» в зависимости от того, какое восприятие является ведущим. Процесс и механизм такого восприятия в НЛП носит название модальности [3].

    Практики утверждают, что с помощью НЛП технологий осуществляется прямое воздействие на подсознание человека, сопровождающееся отключением сознательного контроля с его стороны. Специальными «ключевыми словами» объект вводится в состояние транса, позволяющего осуществлять стандартизированные формулы внушения. Так возникает эффект «расширенного сознания», когда, например, избиратель воспринимает определенного политика в нужном свете. Считается, что именно это запрограммированное отношение «срабатывает» на избирательном участке. Практики НЛП уверяют, что, манипулируя словами и видеорядом, выстраивая их в определенном порядке, задавая определенный ритм изложения, дозируя информацию в определенных пределах, они добиваются того, что мозг начинает реагировать на нужные стимулы и ориентироваться на них [3].

    Однако наиболее эффективным НЛП-технологии считаются в межличностном общении и взаимодействии. Например, в политическом общении это дебаты, «круглые столы», встречи политиков со своими сторонниками или представителями общественности. Их основная задача – минимизация инициативы партнеров, перевод их в статус ведомых, создание ситуации благоприятной для использования методов внушения, вызывающих запрограммированное подражание [3].

    В прикладной психологии НЛП присутствует в двух качествах: индивидуальное и массовое. Первое используется при работе с индивидуумом (повышение самооценки, вырабатывание стереотипов успешности и пр.). Второе – особый вид психологического суггестивного воздействия, активно использующийся в современной политической пропаганде, рекламе и проч. [3].

    Таким образом, в инструментарии современного манипулятора достаточно способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия и манипулирования. В частности, различные формы внушения, подражания, заражения, убеждения. Для создания эффективных приемов воздействия используются психологический стереотип, имидж, технологии «25-го кадра», нейро-лингвистическое программирование и др.

    Сегодня знания в области психологического воздействия используют и тоталитарные секты для вербовки своих адептов и изменения их сознания. Рассмотрим ниже особенности манипуляций сознанием в сектах.

{mospagebreak}

1.3 Особенность манипуляции сознанием в сектах
1.3.1 Объективные факторы, облегчающие манипулирование сознанием

    Перед тем как рассматривать манипулятивные технологии используемые сектами, мы выявим объективные факторы, облегчающие манипулирование сознанием.

    Почему тысячи образованных, умных и на вид благополучных людей позволяют втягивать себя в тысячи различных культов? Чем объяснить тотальный контроль над жизнью своих последователей, которым обладают псевдорелигиозные организации?

    Тоталитарные секты вербуют своих членов очень эффективно. Но вопреки распространенным мифам, массовый гипноз, «промывание мозгов» и применение физической силы здесь не при чем. После громких скандалов и судебных разбирательств, многие крайности, свойственные прежним методикам «обращения», уже почти не используются. Гораздо чаще приемы психологического кодирования сочетаются с эффективными маркетинговыми методами и добротной рекламой.

    Резкие изменения социально-экономических условий в России приводят к углублению стрессового состояния, что в свою очередь является причиной возрастания у граждан тревоги, растерянности, подталкивает к поиску быстрых решений. В психологических и социологических исследованиях выявлено, что в странах, где выше социальная, экономическая, политическая стабильность, реже встречаются психозы, в основе которых лежит внушение, среди населения менее распространена вера в магическое. Усиление веры человека в магические силы действует как защитный механизм для избавления его от повышенной тревоги [11].

    Изменение образа жизни касается не только экономических условий. У многих взрослых и пожилых людей с прежних времен сохранилось ожидание того, что кто-то должен (в городе, районе, на предприятии…) организовать общение людей. Массовая работа была одной из функций профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. Целью их мероприятий было решение идеологических задач, демонстрация политической лояльности властям, но вместе с тем это были поводы собирать людей вместе, и они получали непосредственные свидетельства своей групповой принадлежности. Такое переживание очень значимо для личности [11].

    Но не только люди советского периода испытывают дефицит в общности, но и молодые люди. Некоторые специалисты говорят, что в современном обществе очень распространен так называемый «вирус одиночества». Тинэйджеры, несчастливые супружеские пары, матери-одиночки, пожилые люди и работники крупных корпораций - сегодня все жалуются на социальную изоляцию. Родители признаются, что их дети слишком заняты, чтобы повидаться с ними или просто позвонить им. Живущие под одной крышей супруги, каждый из которых занят своими делами, могут не общаться неделями [16].

    Потребность в общности — это нечто большее, нежели обычное желание эмоциональных отношений с другими людьми. Она требует и крепких связей преданности между индивидуумами и организациями. Таким же образом, как человек ощущает дефицит дружеских отношений с другим человеком, он ощущает влечение к тем социальным институтам, которые, по его мнению, достойны его уважения, любви и преданности. Все мы хотим принадлежать чему-то большему и лучшему, нежели мы сами [16].

    Сегодня чувство общности — это дефицит. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Новичок всегда подвергается «артобстрелу любовью». Его окружают люди, которые предлагают ему дружбу и излучают одобрение. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются даже от наркотиков [16].

    Культ продает и нечто значительно большее, чем чувство общности. Он также предлагает структурирование окружающей действительности. Американский психиатр Г. Сухдео пишет: «Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь». Культ же регламентирует все стороны жизни: когда есть, когда спать, когда молиться, когда зачинать детей, когда сеять и когда собирать урожай [16].

    Делая вывод, можно сказать, что все культы используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих. В отличие от институтов государства и общества, лидеры сект уделяют большое внимание тому, чтобы обращаемые и приверженцы могли удовлетворить эти потребности. В этом, видимо, и заключается секрет их успешности.

    К сожалению, для современной России характерен идейный вакуум, отсутствие ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Недостаточно общественных институтов, которые успешно формировали бы такие ориентиры, удовлетворяли бы такие потребности. Государственное влияние на этот процесс скорее негативное, чем инициирующее.

{mospagebreak}

1.3.2 Манипулирование сознанием и изменение личности в тоталитарных сектах

    Почему, анализируя культовое влияние на человека, так часто говорят о контроле над сознанием? Именно в сознании происходят начальные изменения, когда человек оказывается под влиянием деструктивного культа. То, что стабильно, по понятным причинам не может быть изменено быстро. Сознанию свойственна пластичность – если бы оно было иным, то не выполняло бы своих функций в психике как целом. Но это свойство имеет и свою «обратную сторону» - податливость влиянию извне [11].

    Рассмотрим, как происходит манипуляция сознанием в тоталитарных сектах на стадии вербовки.

    Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Например Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге «Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:

    1. Технология "Step by step" — небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам — проведи у нас выходные — останься еще на недельку — отдай нам свои деньги».
    2.Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
    3.Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность — часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.
    4.Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
    5.Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п. [12]

    Последний метод нуждается в уточнении. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ — и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. Сгущаются тучи. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. А дальше вступает в силу один из законов социальной психологии — внешние действия постепенно становятся внутренними убеждениями [12].

    Здесь можно привести один, ставший уже классическим, пример вышесказанного. Однажды группа студентов-психологов решила проверить действительность техник модификации поведения на одном из преподавателей. Во время лекций этот профессор обычно расхаживал вдоль кафедры. Когда он двигался к левому окну, студенты улыбались и смотрели на него с явной заинтересованностью. Когда же он подходил к противоположной окну двери, студенты скучнели и как бы теряли интерес к нему. Вскоре профессор начал потихоньку смещаться влево, а потом окончательно застрял у окна до конца занятий. Когда студенты рассказали профессору о своем эксперименте, он искренне заявил, что это просто выдумка! Он стыдился и страстно уверял, что стоял у левого окна исключительно из соображений удобства. То есть человек явно не осознавал, что на него активно воздействовали, и что его поведение было реакцией на информацию, полученную подсознательно [19].

    Далее мы рассмотрим способ влияния на сознание человека в толпе, в обществе сектантов, когда туда попадает человек.

    Чернышев В.М. описывает этот процесс следующим образом: «Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм. В результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения» [19, C. 389].

    Далее можно привести теорию когнитивного диссонанса. Ее разработал в пятидесятые годы психолог Леон Фестингер. Суть теории сводится к тому, что человек может выдержать лишь небольшое расхождение между его установками и поведением, между его мыслями, чувствами и действиями. Если вы сможете заставить человека вести себя иначе, чем он привык, его убеждения, его мысли и чувства изменяются. Если вы сможете убедить его принять новую установку, его поведение изменится. Это происходит потому, что он должен минимизировать возникающий при этом внутренний диссонанс [19, C. 390].

    Осознавая несовместимость двух мыслей или двух убеждений (когниций), или несоответствие между нашими установками и поведением, мы ощущаем несогласованность, испытываем напряжение и ощущаем необходимость перемен. И вот, чтобы уменьшить дискомфортное ощущение внутреннего конфликта, мы меняем наши мысли и чувства, чтобы они оправдали наше поведение (эффект самоубеждения). Изменение повлечет за собой изменение и другого, чтобы максимально сгладить противоречие. Когда мысли и чувства меquot;Манипуляция: феномен, механизм, защитаnbsp;няются, меняется поведение, меняется и вся личность [19, C. 390].

{mospagebreak}

    Берестов А.И., Чернышев В.М., Кэрол Джиамбалво и многие другие специалисты выделяет четыре основных способа, которыми осуществляется контроль над сознанием. Первое – контроль поведения. Второе – контроль мышления (мыслей). Третье – контроль эмоций (чувств). Четвертое – контроль информации. Эти способы универсальные и используются не только религиозно-мистическими культами тоталитарного толка, но и всеми организациями закрытого типа, культивирующими жесткое разделение на «Мы» и «Они» (спецслужбы, террористические группировки, экстремистские организации, мафиозные сообщества, финансово-политические кланы и т.д.) [1, С. 42].

    Частично первый способ мы уже рассмотрели выше. Углубляться и разбирать каждый из них в отдельности мы не станем, но рассмотрим, как они применяются в динамике. Далее попытаемся проследить, как происходит постепенное, поэтапное изменение сознания человека в деструктивной, тоталитарной секте.

    Решающее значение в деле вербовки адептов имеет установление первого контакта. Конкретные приемы для вступления в первоначальный контакт могут быть такими:

    - Бесплатные брошюры и буклеты, прекрасно оформленные недорогие книги информационного, просветительского характера с небольшими отрывками о новом для вас движении, организации;

    - Бесплатное психологическое тестирование и предложение обсудить некоторые личные проблемы;

    - Предложение поговорить о жизненных проблемах и подсказать простые и быстрые способы их решения;

    - Предложение принять участие в экологическом форуме, гуманитарном семинаре, школе общения и т.п., адресованное лично вам.

    Тоталитарная секта не доверяет такое важное дело, как вербовка, кому попало. Вербовщики, как правило, – обаятельные, располагающие к себе люди. Они умеют произвести приятное впечатление на окружающих. Умеют также показать свой интерес к человеку как личности, посочувствовать ему, утешить, успокоить, похвалить, подарить надежду пребывающим в унынии. Их задача – стать желанными собеседниками.

    Затем предлагают религиозную, мистическую или оккультную литературу, привлекают к совместному провождению времени (пение, медитативная музыка и т.д.). Большие собрания людей неплохо срежиссированы, в них умело вплетены магические моменты. В толпе у человека усиливаются древние стадные инстинкты, ослабевают разумная регуляция и критическое отношение к происходящему [16].

    Если человек принял приглашение и пришел в группу, вербовщик уже сделал очень многое. Любому человеку трудно не поддаться групповому влиянию и давлению. Так устроена психика и это мы рассмотрели выше.

    Когда человек приходит на собрание его погружают в атмосферу заботы и подчеркнутого внимания к его персоне, всячески стараясь внушить ему мысль, что он очень интересная личность и что с ним удивительно приятно общаться. У мунитов даже существуют соответствующие термины – «бомбежка любовью» и «сэндвич» - когда два опытных сектанта берут новичка в плотную заботливую опеку и не оставляют его своим вниманием ни на минуту [15].

    Цели «любвеобильных» новых друзей новичка – завоевать его доверие, расположить к себе, вызвать устойчивый внутренний интерес к организации, ее доктрине, лидеру, членам секты.

    У новичка стремятся создать впечатление, что его окружают уважающие и понимающие его друзья, что организация – это его духовный дом, где его ждали и ему рады, будто ему исключительно повезло, что он попал сюда. На этой стадии тщательно скрываются истинные цели и мотивы секты. Скрытое психологическое воздействие на новичка старательно маскируется. Для закрепления доверия его подробнее знакомят с доктриной. Ему будут настойчиво внушать идею об оригинальности и спасительности этой доктрины, исключительности, уникальности организации, божественности ее лидера, которому Бог якобы одному открыл истину и доверил спасти людей (верных) от грядущей глобальной катастрофы. Для более подробного знакомства с доктриной, организацией, лидером ему предложат соответствующую литературу, участие в мероприятиях секты и т.п. Отныне процесс обработки новичка будет идти без остановки. Для того, чтобы усилить воздействие и закрепить доверие, может использоваться особый культовый язык, создающий атмосферу конспиративности, секретности, таинственности [15].

{mospagebreak}

    Вторая стадия должна подготовить новичка к принятию доктрины секты и сформировать у него твердое желание стать полноправным членом организации (адептом). Уже на этой стадии идет открытое и скрытое психологическое и информационное воздействие, пока мягко и незаметно, чтобы не спугнуть новичка. Ибо если на этой стадии он вдруг прозреет сам или с помощью родителей, друзей, знакомых, то его еще можно практически без последствий «вынуть» из секты. Выйти из секты без последствий на третьей стадии невозможно, ибо здесь уже начинается изменение сознания неофита (новообращенного) [15].

    На третьей стадии игры с любовью, заботой и вниманием заканчиваются, поскольку в них больше нет нужды. Происходит изменение форм воздействия. Они становятся гораздо более жесткими, плотными, интенсивными. Но новичок чаще всего не замечает этих перемен. У него уже возник устойчивый интерес, доверие к организации. Начинается массированная внутренняя обработка, имеющая целью трансформацию психики и установление контроля над личностью неофита. На третьей стадии можно условно выделить три фазы, которые мы условно назовем «размораживание», реформирование (перепрограммирование) и «замораживание» [5, 15].

    «Размораживание» имеет своей целью путем массированного физического и психического воздействия (открытого и скрытого) привести психику неофитов аморфное, диффузное, неустойчивое состояние. Только выведя психику человека из состояния равновесия, можно приступать к ее реформированию (перепрограммированию). В этой фазе («размораживание») решаются две тесно взаимосвязанных задачи: выведение сознания из состояния равновесия и блокировка его защитных механизмов, прежде всего, критического мышления [5].

    Для решения первой задачи применяются следующие формы и методы воздействия.

    1.Изоляция. Она призвана максимально сузить круг общения неофита, по возможности изолировать его от семьи и привычного круга друзей и знакомых и замкнуть его общение в рамках секты. Далее осуществляется информационная изоляция, отсечение всякой критической информации. Новичка снабжают только информацией, которую поставляет секта [15].
    2.Ограничение сна. Под предлогом якобы необходимости интенсивных духовных упражнений для быстрого духовного роста и совершенствования сон ограничивается до 4-5 часов в сутки [15].
    3.Строгая вегетарианская диета. Внушается мысль о необходимости очищения, ибо пища, дескать, может осквернять человека (прежде всего пища животного происхождения) [15].

    Для решения второй задачи, тесно связанной с первой, используются разработанные техники, «останавливающие» мышление. Как вору сначала необходимо отключить сигнализацию, чтобы проникнуть в охраняемое помещение, так и «духовным разбойникам» необходимо прежде отключить контрольно-критическую функцию мышления, чтобы проникнуть в подсознание неофита. Здесь тоже используются разнообразные приемы и методы, которые эффективно действуют с учетом того, что ограничением сна и питания новичок уже достаточно ослаблен физически и доведен до нужного состояния А его изоляция дает возможность приступать к «отключению сигнализации», не опасаясь нежелательного противодействия [15].

    Очень эффективны здесь будут методы гипнотического воздействия. Необходимо отметить, что лидеры секты, как правило, обладают способностями к гипнозу. Для остановки мышления используются такие приемы, как монотонное говорение, пение, гудение, чтение мантр. Следующими методами будут индивидуальные и групповые медитации и «молитвы». К этому следует добавить массированное давление на органы чувств и на мышление в процессе интенсивных занятий в секте (семинары, аудио и видеозаписи, чтение литературы и т.п.). Причем все это осуществляется в комплексе, в одном массированном потоке, который обрушивается на психику неофита. Выдержать такой мощный натиск практически невозможно. В итоге психика новичка приводится в «плавающее», неустойчивое, диффузное состояние с «выключенными» механизмами защиты. Теперь наступает период второй фазы третьей стадии - реформирование. Здесь две взаимосвязанные задачи. Необходимо сначала добиться эрозии («вымывания») прежних ценностей, установок и представлений. Это вполне достижимо, так как психика неофита уже «разморожена», размягчена, приведена в аморфное состояние. Вторая задача — внедрение новых ценностей, установок и представлений. Это своеобразная переналадка, или перепрограммирование, сознания [15].

    Что происходит на первом этапе — «вымывании»? Для того чтобы «вымыть» прежнюю систему ценностей, необходимо ее обесценить и дискредитировать в глазах неофита. Прежде всего, ему внушается мысль, что чувства, инстинктивные ощущения, состояние эйфории, экзальтации, экстаза выше мыслей. Дескать, ум, рациональное критическое мышление с его анализом, сомнениями — серьезное препятствие к непосредственному постижению истины, помеха в духовном развитии. Информационная изоляция новичка отсекает внешнюю критическую информацию, а интенсивная «накачка» нужной информацией и групповое давление отбивают у новичка попытки и способность к критическому мышлению и оценке. Ему внушается, что его родители, прежние друзья и знакомые — это чуть ли не злейшие враги, мешающие его духовному росту. Все, что он ценил и любил раньше, не заслуживает внимания и должно быть отвергнуто как мерзость, грех и т.п. [15]

{mospagebreak}

    Новичок находится в состоянии неведения и не способен отдавать отчет в происходящем с ним и вокруг него (критическое мышление остановлено, психика «плавает»). Прежние представления утратили для него ценность и смысл. В итоге неофит оказывается дезориентированным, дезадаптированным, лишенным прежних точек опоры, т.е. пребывает в беспомощном состоянии. Но в этом состоянии он находится недолго.

    Следующий этап фазы реформирования — внедрение в сознание новичка новой системы ценностей. Находящемуся в состоянии беспомощности новичку бросают «спасательный круг» — новую систему ценностей, новую линию поведения, новый образ жизни. Причем новая система ценностей, новая матрица обосновывается не просто как замещение старой, а как нечто действительно спасительное, а потому — сверхценное. Если на этапе знакомства с сектой эти новые для него представления и ценности были просто интересной информацией, то теперь новичок их безоговорочно принимает, они становятся для него жизненными установками, без которых он теперь не может обойтись. Поэтому он счастлив, что избавился (с помощью новых друзей) от того хлама, который был в его голове, и приобрел нечто совершенно исключительное [15].

    На этом этапе происходит усвоение ценностей и норм группового поведения. Секта теперь становится для новичка родным домом. Групповые цели и ценности отныне абсолютно доминируют над индивидуальными. Принадлежность к организации воспринимается им как великая честь и счастье. Формируется поляризованное мировоззрение (синдром «мы — они») Это выражается в следующих противопоставлениях. Культ, организация — хороши, мир вне культа — плохой. Мы владеем истиной, они погрязли в грехах. Мы спасены, они обречены на гибель. Справедливо, морально, оправдано все то, что идет на пользу организации, и наоборот. Поэтому в условиях конфронтации секты и общества допустимы любые действия против социума, если они выгодны секте [15].

    Итак, реформирование сознания, его перепрограммирование осуществлено. Теперь необходимо закрепить, законсервировать, заморозить произведенные изменения, что и достигается на третьей фазе — «замораживания». В этой фазе закрепляется контроль над сознанием и образом жизни новичка, который был установлен на основе размораживания и реформирования его психики. Формы такого закрепления («замораживания») можно условно подразделить на положительные и отрицательные [5, 15].

    Очень эффективным средством положительного закрепления является инициация (посвящение новичка в адепты, когда он становится полноправным членом организации, безгранично преданным и покорным культу и наставнику). Это, как правило, сопровождается определенными ритуалами, церемониями, клятвами и т.п. Часто символом такого посвящения становится новое культовое имя, которое получает новичок, становясь адептом. Новое имя, сама процедура инициации как бы проводят резкую грань между настоящим и прошлым. Происходит разрыв с прежними интересами, целями, ценностями, с семьей, прежними друзьями, работой и т.п. Все это теперь теряет ценность для адепта [15].

    Помимо чувства безграничной преданности культу и лидеру, готовности слепо и беспрекословно выполнять приказы гуру, у адепта формируется чувство своей избранности (одна из форм позитивного закрепления, вызывающая радость, эйфорию). Принадлежность к культу рассматривается адептом как сверхценность, ради которой можно пожертвовать всем, даже жизнью. Поэтому с легкостью продаются в пользу секты квартиры, имущество, отдаются деньги и т.п. Представьте если в свое время на этапе знакомства с сектой, когда новичка окружали «любовью» и вниманием, к нему подошел бы кто-то из его новых «друзей» и сказал: «Знаешь друг, подари ты нам свою квартиру, ну, или то, что у тебя есть ценного». Новичок подумал бы или сказал, что, ребята, у вас, мол, не все в порядке с головой. Правильно, потому что тогда он еще не был «загружен», перепрограммирован. Теперь он так не подумает и тем более не скажет, а наоборот, с готовностью, радостью отдаст все, что у него есть, ибо он стал, к сожалению, уже другим человеком. Хотя сам он будет счастлив, что стал другим [15].

    Но одних положительных форм закрепления контроля над адептом недостаточно Положительные формы вызывают у адепта положительные эмоции. Отрицательные формы закрепления («замораживания»), наоборот, вызывают сильнейшие отрицательные эмоции — страх, чувство вины и т.п. Это гораздо сильнее и эффективнее позволяет лидерам контролировать сознание и поведение адепта и держать его в состоянии зависимости [15] [5].

    В сознание и подсознание членов секты благодаря умелой и интенсивной обработке внедряются различные страхи, которые являются, пожалуй, самой сильной формой зависимости адепта от культа и лидера. Это прежде всего «стратегические» страхи. К ним можно отнести следующие: страх потерять свое «спасение», сопричастность истине, свою избранность, расположение лидеров и членов секты («семьи»). К страху потерять нечто сверхценное присоединяется страх получить очень большие неприятности и наказания в случае выхода из культа. Это страх сверхъестественных санкций за отступничество и санкций со стороны лидеров и самой организации. К этому можно добавить страх мыслить самостоятельно и критически, а также страх перед внекультовым миром. Вот они, последствия трансформации психики! [15]

{mospagebreak}

    Лидеры культа умело поддерживают эти страхи в повседневной жизни секты. Они устанавливают строгие правила и запреты, манипулируют наказаниями и наградами (политика кнута и пряника), поощряют доносительство, устраивают публичные исповеди (у сайентологов есть даже специальный этический суд). Все это призвано поддерживать у адептов чувство постоянной вины на фоне сверх значимости декларируемых культом целей и ценностей. Члены секты должны стремиться быть достойными этих целей и ценностей, постоянно чувствовать, что в случае своего неправильного поведения, они могут легко все это потерять. Поэтому у них постоянно присутствует страх, в данном случае это не тот «стратегический» страх, который мы чуть выше рассмотрели. Это страх повседневный, будничный: страх нарушить правила, нормы поведения в группе и т.п. У них постоянно присутствует чувство вины и готовности безропотно понести заслуженное наказание в случае, если они не будут должным образом исполнять свои обязанности, мыслить, чувствовать и т.п. [15].

    Все это приводит к тому, что адепты попадают в тотальную зависимость (физическую, психологическую, финансовую) от секты и ее лидеров. Лидеры секты, превратив членов организации в зомби, и послушные орудия исполнения своей воли, используют их для достижения своих корыстных целей, среди которых на первое месте стоят власть (включая в перспективе и политическую власть) и финансовое могущество.

    Вырваться из этой «мышеловки» чрезвычайно трудно. В исключительных случаях это может сделать сам сектант, если у него достаточно сильная воля и не до конца подавлено критическое мышление. Чаще всего это пытаются сделать родители и друзья сектанта, однако далеко не всегда успешно. Дело в том, что лидеры и сама секта будут этому всячески препятствовать. Да и сам сектант, которого пытаются спасти, будет сопротивляться этому. В том случае, если все же ему удастся вырваться, следы пребывания в секте остаются надолго, можно сказать, на всю оставшуюся жизнь.

    Таким образом, пребывание в секте наносит труднопоправимый урон физическому и, главным образом, психическому здоровью человека. Секты покушаются не только на физическое и психическое здоровье человека, но и пытаются уничтожить в нем личность, лишить свободы, превратив его в зомби, биоробота (внутренняя деструктивность). Опасность этих сект состоит не только в их внутренней деструктивности (здоровье, личностное начало в человеке, его свобода), но и внешней — разрушение семейно-родственных, социальных и гражданских связей человека с окружающими его людьми. Ради секты по приказу гуру адепты готовы совершить любое преступление, те они становятся социально опасными людьми.

    Итак, в этой главе мы рассмотрели понятие «манипуляция», способы и методы манипулирования сознанием в современном мире. Мы выявили манипулятивные технологии используемые тоталитарными сектами при вербовке и изменении сознания членов своей организации. Далее мы рассмотрим деятельность одной из самых известных тоталитарных сект «Общества Сторожевой башни» или «Свидетелей Иеговы», которая в Сургуте сегодня ведет активную деятельность по вербовке адептов. В следующей главе мы также рассмотрим способы противодействия манипуляции, выделим несколько практических советов по выводу человека из деструктивного культа и выясним каковы последствия их деятельности для человека и общества.

ГЛАВА 2 МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ
В ТОТАЛИТАРНОЙ СЕКТЕ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»

2.1 История возникновения секты и ее вероучение

    Наверное, каждому из нас встречались на улице или приходили домой навязчивые незнакомцы, пытаясь рассказать о Боге, Библии и вручить один из красочных журналов «Сторожевой башни» или «Пробудитесь!». Кто же эти самоотверженные люди, которые так настойчиво обходят, обзванивают наши квартиры? Это, так называемые, Свидетели Иеговы. Ниже мы рассмотрим, почему же организации этих милых, но навязчивых людей дают такое страшное определение «тоталитарная секта»? Далее попытаемся проследить историю возникновения этой организации, ее особенность, вероучение и организационную структуру.

    Мы называем секту «Свидетелей Иеговы» тоталитарной потому, что она была так классифицирована в:

    - «Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедший в Санкт-Петербурге 11-12 января 1996 года, а также в официальных «Обращении к россиянам…» и «Обращении к средствам массовой информации…» участников этой конференции;
    - Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 год;
    - Итоговом заявлении Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», прошедшего с 16 по 20 мая 1994 года в Москве;
    - Постановлении Государственной Думы Российской Федерации «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 года;
    - Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 год [14, С. 332].

{mospagebreak}

    Свидетели Иеговы – это религиозно-политическая и коммерческо-издательская организация, которая, претендуя на звание христианской, образовала в современном мире активную и агрессивную секту.

    Эта секта была основана в 1879 году в США молодым и богатым, но малообразованным коммерсантом (владельцем магазинов готовой одежды) Ч. Расселом, который ранее входил в одну из протестантских церквей. Рассел основал свою религию, веря в то, что он – самый великий пророк Бога после апостола Павла. Организация новой религии была проведена с использованием американских коммерческих принципов. В течение века эта секта (центр ее находится в Бруклине (Нью-Йорк) стала богатейшей религиозной компанией, называющейся «Сторожевая башня», которая, организуя пропагандистские группы во всем мире, распространилась в 203 странах и островах. Организация насчитывает 25694 общины. Есть основания полагать, что во всем мире сегодня насчитывается 2,2 миллиона "свидетелей". В Бруклине в 1956 г. построено здание типографии в 13 этажей, построены также типографии и в других странах, в том числе в Германии и Швейцарии. Секта имеет жесткую и развитую многоуровневую иерархическую управленческую и финансовую структуру. Административно - территориально она как всемирная организация содержит сверху вниз: руководящую корпорацию во всемирном главном отделе в Бруклине, ее уполномоченных представителей в крупных зонах, под ними по порядку комитеты филиалов, надзирателей в областях, надзирателей в районах, старейшин в собраниях и рядовых членов. Секта утверждает, что саму руководящую корпорацию возглавляет непосредственно Бог. Везде жестко действует принцип: «Кто противоречит руководству, тот работает на сатану» и развитая система запретов [14].

    Во всех звеньях регулярно составляются подробные отчеты о деятельности и передаются вверх по инстанции. Каждый год 1 января в сектантской печати публикуется детальная итоговая таблица по совокупности отчетов. В большинстве филиалов имеются хорошо оснащенные типографии и сети распространения публикаций. В России по состоянию на 01.01.92 г. было зарегистрировано одно религиозное объединение секты Свидетели Иеговы, а уже на 01.01.95 г. – 105, причем активно действующих не только по месту своей регистрации. Численность членов секты, к примеру в Москве на 1996 год, составляло 3 % всех жителей. Около половины из них – молодежь и дети. Общее количество адептов Общества "Сторожевой башни" (Свидетели Иеговы) в РФ сегодня составляет около 200 000 человек. За последние годы массовое пополнение этой секты происходит в основном за счет граждан России и государств бывшего СССР [14].

    Большинством российских организаций Свидетелей Иеговы руководят зарубежные надзиратели. Руководящий центр секты в нашей стране находится в поселке Солнечный около Санкт-Петербурга. В Тюменской области Российский управленческий центр Общества Свидетелей Иеговы представлен организацией в г. Тюмени, которая зарегистрирована в 1995 году и объединяет тысячи последователей. В ХМАО-Югра зарегистрированы 6 организаций Свидетелей Иеговы, В ЯНАО – 1 (г. Ноябрьск) [9, С. 137].

    В настоящее время "Свидетели" запрещены практически во всех мусульманских странах. В США организация не регистрируется властями как религиозная (хотя подобные попытки предпринимались), а действует как издательская.

    Богословие свидетелей Иеговы крайне примитивно, противоречиво и ориентировано на людей, не знающих Священного Писания, основ истории религий, философии и физики. Базой богословия являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачения компенсируются подтасовками изолированных от всего текста цитат из Библии и ложным их толкованием.

    Например, они, отрицая догмат о Святой Троице, поклоняются имени Бога - "Иегова", считая, что оно полностью соответствует Его сущности. Тем самым они делают идолом одно из многих имен Бога, непостижимого по Своей сущности [14].

    Они отрицают личность Святого Духа, отвергают Троицу и Божество Иисуса Христа, "не замечая" большого количества однозначно положительных высказываний Библии об этом [14].

    За время существования секты ею было сделано множество пророчеств о конце света, например, 1872, 1874, 1914, 1925, 1975 годы. Характерной особенностью секты является непрерывное нагнетание нетерпимости к инакомыслящим и ожидание скорого конца света [14].

    Иеговисты ничего общего с христианством не имеют. Одним из своих главных направлений деятельности в России свидетели Иеговы считают борьбу с Православием. Секта огульно объявляет сатанистскими все без исключения основы Православия, в то же время относя себя к истинному христианству [18]. Свидетели Иеговы проповедуют тезис о "великом отступничестве" христианского мира и призывают христиан выйти из Церкви. Для них Крест Иисуса Христа - символ зла, т.к. его внешнее подобие иногда встречается у язычников. Поэтому, игнорируя многочисленные высказывания в Новом Завете и данные исторических наук, они утверждают, что Иисус Христос был распят на столбе. Точно так же, применяя в своих объяснениях фрагменты публикаций о языческих религиях, они отвергают Священное Предание, Таинства, иконы, священство, храмы, монастыри. Распространенный прием сектантов - бездоказательные и неконкретные обвинения священников в непорядочности, а всей Православной Церкви – в нравственном разложении [7].

{mospagebreak}

    Секта отказывается отдавать честь любому национальному флагу, отвергает патриотизм и необходимость оборонять свою страну от захватчиков, она защищает лишь свои интересы. Свидетели Иеговы не признают никакой власти, кроме божественной, произвольно трактуемой ими как власть самой секты. В жизни они придерживаются многочисленных запретов. Так, например, им запрещено переливание крови [14].

    Особая опасность секты заключается в массовых акциях по охвату населения. Свидетели Иеговы представляют весь мир единым теократическим государством с центром в Бруклине, считаясь с существующими властями постольку, поскольку они вынуждены это делать.

    5 июня 1996 года прокуратурой г. Сургута возбуждено 6 уголовных дел против адептов организации "Свидетели Иеговы", обвиняющихся в насилии над личностью и подстрекательстве к гражданскому неповиновению [14].

    Таким образом, говоря о «Свидетелях Иеговы» мы будем иметь ввиду тоталитарно-деструктивную секту, которая имеет практически на всех континентах и островах, во всех странах своих последователей неустанно проповедающих свое учение. Какими же способами манипуляции пользуются в этой секте для вербовки адептов? На данный вопрос мы дадим ответ далее.

2.2 Вербовка адептов в секту и способы манипулирования их сознанием

    Для вербовки своих сторонников свидетели Иеговы настойчиво обходят жилые дома, со скандалами проникают в православные храмы, дежурят в общественном транспорте, концертных залах, музеях и т.п. Они часто избегают раскрывать свою принадлежность к секте и ненависть к Православию до тех пор, пока не войдут в доверие, т.е. они напрямую используют обман.

    Секта ведет тотальный учет всех жителей районов, в которых она действует. Учитываются сведения об установочных данных жильцов, времени их проживания в квартирах, здоровье, интересах, отношении к вероучению секты и т.д. Секта оценивает духовное состояние своих членов прежде всего их миссионерской активностью, количеством посещаемых квартир и привлеченных граждан, длительностью проповедования. Поэтому в секте ведется детальный учет "служений по домам" с указанием квартир, дат, времени посещений и реакции жильцов [14].

    В журнале не для публики, а для «внутреннего употребления», который называется «Наше царственное служение», за сентябрь 1996 года даются подробные инструкции по вербовке на все случаи жизни. Вот некоторые выдержки: «В иных местах проповедь по домам в утренние часы по будням малоэфективна, в таких случаях… в первой половине дня лучше проповедовать по магазинам и на улицах… в общественном транспорте и во время поездок на автобусе, самолете, поезде)… в парках и на автостоянках… на рынках» и т.п. Даются следующие советы: «старайся проповедовать везде», «быть всегда начеку, чтобы поговорить…», «когда встречается человек, проявляющий интерес, старайтесь узнать его имя, адрес и номер телефона» [15, С. 106].

    Для успешной вербовки новых членов существует секретное руководство "Как завести и продолжить разговор на библейскую тему", в котором предлагаются примеры, как завязать беседу с жильцами, а также варианты ответов на следующие возражения: "Мы уже христиане", "Я - буддист", "Я - еврей", "Я - мусульманин", "Меня не интересуют "Свидетели Иеговы", "Зачем вы постоянно приходите?", "У нас нет денег" и тому подобное [15, С. 107].

    Далее в этом секретном наставлении говорится, что, проявив находчивость, можно обернуть какое-нибудь возражение, обрывающее разговор, в дальнейшую беседу.

    Как только человек поддался внушению и пришел на собрание его начинают «обрабатывать» по типичной отработанной схеме, которую мы подробно рассмотрели в первой главе.

    Как же противостоять сектантской манипуляции и как помочь людям, попавшим под влияние тоталитарных сект? Далее мы постараемся ответить на эти вопросы.

2.3 Способы противостояния манипуляции с психологической точки зрения

    На человека в современном мире действует множество манипуляторов - от недобросовестного продавца и рыночного мошенника, до целых организаций, специализирующихся на экономических аферах и политическом интриганстве, вооруженных самыми современными знаниями и мощнейшим аппаратом информационного воздействия на психику человека. Что может им противопоставить обычный гражданин российского общества, и может ли он устоять под этим натиском психологических манипуляций, сохранив свою душу, способность ясно мыслить и ориентироваться, сохранить свободу собственного выбора и рационального осознанного поведения?

{mospagebreak}

    Достаточно широко известно дошедшее до наших дней латинское выражение, которое в виде краткого афоризма формулируется следующим образом: предупреждением защищен или кто предупрежден, тот вооружен. В краткой и метафорической форме оно отражает одно из необходимых условий успешной психологической защиты - своевременное знание об опасности, которая грозит человеку, позволяет ему подготовиться к ее отражению.

    В наше время необходимо постоянно быть готовым к тому, что как в непосредственном общении, так и в средствах массовой коммуникации (печать, телевидение, кино, радио), в различных выступлениях в массовой аудитории, сознательно или нет, целенаправленно или непроизвольно, используются психологические средства воздействия манипулятивного характера и зачастую не для нашей пользы, а наоборот, во вред нам.

    Предупрежденный и обладающий знанием, человек может самостоятельно создать самый первичный, относительно простой, но достаточно эффективный механизм психологической защиты в виде психологического барьера недоверия к тем потокам рекламно-пропагандистской информации, с помощью которых идет массированная обработка населения, и сформировать установку на необходимость использования соответствующих способов анализа поступающей информации.

    Исследования свидетельствуют, что формированию начального базового уровня психологической защиты личности от манипулятивного воздействия способствует даже относительно небольшая психологическая подготовка [4].

    Если человек будет заботиться о своей безопасности и вырабатывать в себе механизмы психологической защиты, то он, как отмечает В.Куликов, «…может достигнуть такого предела, когда личность или социальная общность перестают воспринимать внешние воздействия, идущие от конкретного субъекта или имеющие определенное содержание, в это же время воздействия других субъектов или имеющие другое содержание могут приниматься» [4, С. 120].

    В целях безопасности от воздействия различных тоталитарных сект можно порекомендовать прочесть работу А.Л. Дворкина «10 вопросов навязчивому незнакомцу» в которой автор (ведущий российский специалист в области сектоведения) довольно доступно объясняет как отличить и защититься от псевдорелигиозных культов.

    Но все же что делать, если уже поздно ходить на психологические тренировки, читать специальную литературу и ваш близкий подвергся обработке, «промывке мозгов» какой-нибудь тоталитарной сектой? Опираясь на рекомендации специалистов, мы постараемся выделить несколько практических советов по выводу человека из деструктивного культа.

    Прежде всего нужно сохранять спокойствие и быть готовым к достаточно долгосрочным усилиям.

    Если человеку не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуется несколько месяцев, а то и лет.

    После первоначального «распознования» не следует ни в коем случае разубеждать человека – это только еще больше испортит отношения. Попытки объяснить этому близкому человеку абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно помнить, что для того, чтобы спровоцировать разрыв с семьей, сектантские «учителя» заранее предупредят, что домашние «одержимы диаволом» или слишком привязаны к «этому злому миру» и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного «сойти с пути спасения», покинуть новообретенную «истинную семью» и т.д. Таким образом, эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для него еще одним подтверждением истинности его новой веры [20].

    Но, с другой стороны, нам ни в коем случае нельзя притворяться, что мы изменили свое мнение и нам понравилась перемена, происшедшая с завербованным близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит нашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к нам [20].

    Необходимо обговорить с ним следующее условие: мы не критикуем его «организацию» он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако мы можем мягко обращать внимание нашего близкого на явные притиворечия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять [20].

    Нужно показывать всем своим поведением, что мы признаем за ним право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что наш близкий дорог нам сам по себе, независимо от его убеждений. Упор необходимо делать больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с ним. Стараться в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив.

{mospagebreak}

    Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить близкому эмоциональную связь, по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать нас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится нам когда мы будем устраивать так называемую интервенцию. Здесь имеется ввиду сессия интенсивного «консультирования по выходу» из секты [20].

    В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых, психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа – «Специалиста по фактам» и бывших членов секты. Их задача – пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор предлагающий истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу. [20]

    Более подробную информацию по выходу из сект можно почерпнуть из трудов Джиамбалво Кэрола «Консультирование о выходе: Семейное воздействие» [5], Стивена Хассена «Освобождение от психологического насилия». Также кое-какие сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова. Ссылку можно найти на сайте Центра св. Иринея Лионского (http://iriney.vinchi.ru).

    Таким образом, для того, чтобы «вывести» своего близкого из тоталитарной секты нельзя паниковать, а попытаться решить эту проблему с помощью квалифицированных психологов или специалистов «по выходу», священнослужителей работающих в специальных центрах реабилитации. Так же необходимы и собственные усилия, работа над собой, проявление чувства любви к человеку попавшему в беду, молитва за него.

    Каковы последствия для человека и общества деятельности тоталитарных сект? На данный вопрос мы далее постараемся дать ответ.

2.4 Последствия для человека и общества деятельности тоталитарных сект

    Как мы уже смогли удостовериться выше, секты оказывают крайне негативное влияние на здоровье граждан на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном уровне (личность), микросоциальном (семья, социальная группа, трудовой коллектив), макросоциальном уровне (все общество).

    Последствия воздействия тотатитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности исследовались комиссией в составе ведущих психиатров, представителей подведомственных Минздравмедпрому России научных центров, включая ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и Московской НИИ психиатрии.

    На основании анализа писем и заявлений, напрвленных в Комитет РФ по спасению молодежи от тоталитарных сект, в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД России и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшим после пребывания в секте, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект комиссия пришла к следующим выводам:

    - деятельность организаций «Белое братство», «Богородичный центр», «АУМ Синрике», «Сознание Кришны», «Церковь сайентологии» и т.п. сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности;
    - наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний и для прекращения детородных функций человека;
    - возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства;
    - деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекомых в них психически больных и лиц с аномалиями развития личности, приводя к возникновению у них более тяжелых психических нарушений;
    - деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации;
    - ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массированных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициаций, медитаций;
    - деятельность учредителей вышеуказанных религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит статье 17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [19, С. 140-141].

{mospagebreak}

    Крайне опасно воздействие тоталитарных сект на физическое здоровье своих членов, так как вероучения ряда сект призывают к ограничениям при госпитализации и пользовании медицинской помощью.

    Как уже отмечалось, секта «Свидетели Иеговы» по религиозным соображениям запрещает своим адептам переливание крови даже в случаях, угрожающих жизни члена секты или его ребенка. В России зарегистрированы многочисленные случаи отказа больных – адептов этой религиозной организации от переливания крови по религиозным мотивам, что уже привело к смертельным исходам.

    Псевдорелигиозные тоталитарные секты крайне опасны еще и потому, что одной стороной они срастаются с преступным миром, и так бывает часто. Другой стороной они ищут себе лоббистов в политических организациях, в общественных организациях и проникают во власть. Они являются той опасной средой, которая контактирует с экстремистски настроенной молодежью. Например, сейчас неоязычество проникло в среду скинхедов, в среду футбольных фанатов, и появляется совершенно новая опасная агрессивная антихристианская военизированная молодежь.

    Перечислять отрицательные последствия воздействия тоталитарных сект на человека и общество можно еще долго, но мы полагаем, что вышеперечисленных вполне достаточно.

    Таким образом, делая выводы по главе, можно сказать, что тоталитарная секта «Свидетели Иеговы» использует для вербовки своих адептов различные технологии манипуляции сознанием, которые разрушающе действуют на психическое и физическое здоровье людей. Более того, деятельность этой секты носит анти-государственный характер и угрожает безопасности т. к. ее последователи не признают государственной символики и отказываются от службы в армии. Выйти из-под влияния этой организации очень тяжело и порой без психологической помощи невозможно, а, выйдя, необходимо пройти курс реабилитации.

    Итак, в данной главе мы рассмотрели деятельность известной тоталитарной секты «Свидетели Иеговы». Также выяснили способы противодействия манипуляции, выделили несколько практических советов по выводу человека из деструктивного культа, а так же определили последствия их деятельности для человека и общества. Далее необходимо сделать выводы по всей работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В любые исторические времена находились люди, предрасположенные к тому, чтобы оказаться под влиянием харизматического лидера и идти за ним хоть на край света. Но не следует забывать и о противоположном – были и будут люди с неприятием любого культа, не поддающиеся обаянию харизмы.

    Итак, распространению деструктивных культов способствует целый ряд субъективных и объективных факторов. К последним следует отнести современные социально-экономические условия России. Существенными субъективными факторами пониженной сопротивляемости личности к манипулированию сознанием являются мировоззренческая незрелость, затруднения с поиском смысла жизни, склонность находить простые решения сложных проблем.

    Первым ключом к установлению контроля над сознанием обращаемого выступает коррекция его психического состояния. Вербовщики вызывают у индивида переживания эмоционального комфорта, удовлетворенность тем, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее недоставало.

    Удержать людей под культовым влиянием позволяют: жесткое ограничение потоков информации из внешнего мира и регламентация поведения, сводящие к минимуму свободное время адептов и исключающие возможность их критического осмысления происходящего; групповое давление и разрыв прежних межличностных связей.

    Нахождение в деструктивном культе приводит к стиранию индивидуальности, снижению жизнестойкости, появлению всех признаков зависимого расстройства личности, указанных для этого вида расстройства в Международной классификации болезней (10-й пересмотр) [11].

    Сознание приверженца тоталитарной секты деформировано – события прошлого и настоящего отражены в нем фрагментарно, фокус сектантского сознания перемещен в будущее. Все эти сдвиги сходны с определенным типом невротических изменений сознания.

    Запретить секты невозможно – они были, есть и будут. Но совершенно необходимо создать как в Германии, Швейцарии, Франции и других европейских странах механизмы противодействия псевдорелигиозным тоталитарным сектам. Необходимо также создать такую атмосферу в обществе, вести такую государственную политику и миссионерскую, просветительскую деятельность традиционных религий, чтобы люди не искали «утешения» своим страждущим душам в сектах.

{mospagebreak}

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1.Актуальные проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями и вопросы противодействия религиозному экстремизму: Материалы семинара. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 112 с.
    2.Бехтерев, В. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
    3.Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bookap.by.ru/psywar/grachev/oglav.shtm
    4.Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/4047/
    5.Джимбавало, Кэрол Консультирование о выходе: семейное воздействие. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 1995. – 117 с.
    6.Доценко, Е. Манипуляция: феномен, механизм, защита. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dere.com.ua/library/dotsenko/manipul_1.shtml
    7.Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? – Brooklyn, New York, USA: Издательство Watctower Bible and tract society of New York, inc., 1992. – 255 с.
    8.Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 832 с.
    9.Конфессии и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник / Ярков А.П. (рук.), Ересько М.Н., Видт И.Е., Мальчевский А.В. и др. – Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2005. – 280 с.
    10.Кривельская, Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. – М.: Благовест, 1999. – 267 с.
    11.Куликов, Л.В. Власть псевдорелигий / Л.В. Куликов // Россия. Планетарные процессы / Под ред. В.Ю. Большакова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002. – С. 646 – 676.
    12.Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
    13.Лебедев-Любимов, А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2004. – 368 с.
    14.Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Информационно-аналитический вестник № 1. – Изд-е 2-е, переработ. и дополн.- Белгород: Издательство Миссионерского Отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. – 459 с.
    15.Осипов, А.И. Тоталитарные секты: технология обмана / А.И. Осипов. – Мн.: Изд-во «Белорусский Экзархат – Белорусская Православная Церковь», 2004. – 192 с.
    16.Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект. (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.by.ru/sekta.htm
    17.Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Составитель А.Л. Дворкин. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. – 736 с.
    18.Сторожевая башня. – Сентябрь 01, 2006. – 32 с.
    19.Чернышев, В.М. Сектоведение. – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006. – 602 с.
    20.Что делать, если ваш близкий попал в секту // Прозрение. - № 1 (7), 2002. – С. 89-90.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter