Печать
Просмотров: 5543

Добрый день, дамы и господа! Постараюсь быть кратким. Позвольте начать с того, что по нашему мнению, религиозная сфера и её значимость в нашем обществе до сих пор недооценивается. Это достаточно легко доказать на примере последних событий на Ближнем Востоке. В частности, «арабская весна», не могла быть осуществлена без религиозного факта, который активно использовался заинтересованными западными структурами. Если мы обратим внимание на другие мировые проблемы и кризисы, то увидим, что, часто религиозный фактор также играет ключевую роль, например, в ирано-американских отношениях. Но об этом в России по какой-то причине принято не говорить.

Кстати, что касается наших казахстанских коллег, то они упомянули при общении со мной факт того, что во многих учебных заведениях Казахстана сейчас пытаются организовать кафедры национальной безопасности и в рамках этих кафедр планируют рассматриваться вопросы религиозной безопасности. У нас в России, насколько я знаю, пока даже не ведется таких разговоров. Я спросил, с какими проблемами они столкнулись при этом? И получил ответили, что кафедр пока нет, потому что нет специалистов, нет людей, которые в этом как-то разбирались бы. 

По нашему мнению, необходимо преподавать основы национальной безопасности на всех уровнях образования и в рамках таких предметов преподавать основы религиозной безопасности как части национальной безопасности. С точки зрения той же профилактики такие предметы просто необходимо преподавать студентам таких популярных специальностей как юридические. Юристы - это будущие сотрудники правоохранительных органов, будущие политики. Например, они должны знать, что в России есть «традиционные» религии. В кавычках, потому что юридического статуса традиционных у них нет, возможно, к этому мы придем, но пока можно говорить только так. Есть религиозные объединения, которые потенциально опасны для общества, которые были признаны такими за рубежом. И будущему политики, администратору необходимо в этом разбираться. Поэтому будущему сотруднику правоохранительных органов надо разъяснять хотя бы отличия между разными религиями, разъяснять зарубежный опыт того, каким образом строятся взаимоотношения с различными религиями деструктивного характера и государством за рубежом.

С 2002 года в нашем университете я преподаю некоторые предметы, касающиеся религиозной безопасности – это «Христианство и право», «Государственно-религиозные отношения РФ». В рамках этих предметов мы говорим о юридической составляющей, говорим о накопленном опыте. Я хотел бы с вами поделиться некоторыми наработками в этом плане, которые в принципе составляют часть докторской диссертации, над которой я работаю.

Много времени и сил ушло на разработку соответствующих предметов. И так, что нами разработано на данный момент? Это система угроз религиозной безопасности, которая будет входить в состав диссертационного исследования. Почему именно в рамках конституционного права, а особенно в рамках докторской диссертации, нужно рассматривать религиозную безопасность? В частности, потому, что эта сфера мало изучена и очень важна, она может повлиять на судьбу целого государства, не является исключением Россия. Да и, собственно, специалистов сейчас очень мало, их нужно готовить.

Представлю вам небольшой слайд «Угрозы религиозной безопасности». Он сейчас еще не полный, еще идет разработка. Немного поясню, сделаем вывод о том, что такое религиозная безопасность. 

И так, что, по нашему мнению, угрожает религиозной безопасности общества? Во-первых, это религиозный экстремизм. Но здесь есть одна проблема. Религиозный экстремизм подразумевает то, что это некое противодействие праву на свободу совести и религии того или иного человека. В этом случае, субъект каким-то образом ограничивает человека, запрещает, оказывает давление в религиозном плане, что-то навязывает человеку. Но религиозный экстремизм не охватывает таких вещей, как религиозные преступления. Термин «религиозное преступление» на настоящий момент вообще отсутствует в научном обороте. Но проблема существует. Например, сатанисту все равно, к какой религии относится его жертва, если мы говорим о человеческих жертвоприношениях, в частности. То есть к религиозному экстремизму деяния сатанистов уже никак не отнести. Но это преступление совершается, может даже против атеиста, человека не верующего, но, в любом случае, на религиозной почве.

Мы сейчас разрабатываем понятие религиозная сфера. Религиозный экстремизм, религиозные преступления, которые могут быть опасны для личности, государства и  российского общества в целом. Так же мы рассматриваем современное федеральные устройства, как фактор рождающий опасности в религиозной сфере. Но это тема отдельного разговора. Хотя, если вкратце, что касается деления РФ на субъекты по национальному признаку, то здесь есть некоторые особенности, которые могут подогревать сепаратистские настроения, в том числе националистические настроения, развивающиеся, в частности, на религиозной почве.

Мы говорим о деятельности религиозных объединений деструктивной направленности. Здесь, кстати, мы не используем термина «секта», потому что этот термин имеет свою специфику, в законодательстве он так же не закреплен, об этом тоже можно очень долго говорить.

Религиозные объединения деструктивной направленности. Что это может быть? Это может быть финансовая структура, которая нацелена на то, что бы обогатиться за счет адептов. Это может быть структура, которая приследует какие-то цели разведывательного характера на территории РФ. Об этом тоже нельзя забывать, такие организации никуда не исчезли. Они мимикрируют, они существуют сейчас латентно. Такие религиозные объединения попали в наше общество в начале 90-х и до сих пор действуют. Чтобы противодействовать им, нужна нормативная база, которую нужно разрабатывать начиная с конституционных основ.

Субъектом обеспечения религиозной безопасности мы считаем само государство. И государство должно участвовать в нивелировании эндогенных угроз. Что такое эндогенные угрозы личности в религиозной сфере? Это опасность неправильного понимания членами общества, в частности российского, законов духовной жизни. Вы, наверное, все помните ситуацию с «пензенскими затворниками», в таких ситуациях государство должно участвовать, чтобы отслеживать подобные группы и каким-то образом воздействовать на них, дать им возможность понимать религиозную жизнь правильно, может быть, проводить для них какие-то семинары. Это одна из задач российского государства.

И так, какие задачи мы перед собой ставим в рамках нашей работы?

• Задача, доказать, что религиозная безопасность является гарантией стабильности конституционного строя;
• Обосновать необходимость ведения религиозной безопасности в качестве обособленного института национальной безопасности РФ;
• Исследовать механизмы конституционного правового обеспечения религиозной безопасности РФ;
• Обосновать основные политико-правовые технологии противодействия угрозам в религиозной сфере;
• Изучить особенности обеспечения религиозной безопасности в рамках Таможенного союза.

Что касается последней задачи, то здесь можно остановиться подробнее. Мы считаем, что религиозную безопасность в рамках национальной безопасности необходимо изучать еще и для того, что бы стимулировать интеграционные процессы в рамках Таможенного союза и в рамках Единого экономического пространства. Потому, что религиозная составляющая, на которую часто не обращают внимания, очень важна. И здесь мы выходим за рамки Таможенного союза. В частности, между российским и грузинским народами можно найти очень много общего. Самым крупным религиозным объединением в России и Грузии является Православная церковь. Более того, Грузинская православная церковь некогда была частью Московского Патриархата. Думаю, все согласятся со мной, что наша поддержка Сербии во многом базируется на фундаменте религиозной идентичности наших народов. Потому, что сербы так же являются православными. Наши отношения с Грецией были бы гораздо хуже, если бы не учитывалась религиозная составляющая.

Что такое, по нашему мнению, религиозная безопасность? Это состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, рождающихся в религиозной сфере, которая позволяет обеспечить конституционный строй РФ. Угроза религиозной безопасности общества – это совокупность условий и факторов, рождающихся в религиозной сфере и создающих опасность жизненно важным интересам личности и общества.

В заключение хочется отметить, что серьезный анализ религиозных факторов необходим и при выработке внешней политики России. Например, если президентом США станет Митт Ро́мни, то нужно будет обязательно во внешней политике учитывать то, что он мормон, мормон по-настоящему верующий. Политика США, безусловно, будет окрашиваться религиозным фактором. Это нужно изучать, это целая тема для диссертации, докторской. Конечно, я сейчас поругаю США. Но мало только ругать США, нужно осознавать, что от нас зависит судьба Соединенных Штатов, и всего мира. И, в этом плане, по нашему глубокому убеждению, назрела необходимость экспорта наших национальных ценностей во все уголки мира. Тех ценностей, которые родились благодаря нашим традиционным религиям. Только эти ценности могут спасти мир от саморазрушения. Это могут быть неправительственные фонды, или какие-то специальные программы, которые смогли бы развернуть к нам Западное общество и показать, что у нас есть многотысячелетняя культура, что у нас есть Русская православная церковь, другие религиозные объединения, которые способны обуздать общество потребления и консолидировать общество.

Выступление на пленарном заседании всероссийской научно-практической конференции «Духовные основы государственности и правопорядка», прошедшей 25 мая 2012 года на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter