С НОВЫМ ГОДОМ, С НОВЫМ СЧАСТЬЕМ!

Новый год обыкновенно встречают взаимными благожеланиями: «С новым годом, с новым счастьем» - вот что слышится ныне в устах всех. Но желания в новом лете, нового счастья, не только ли простая, обычная форма приветствия, не заключающая в себе никакого особого смысла и значения? Не желают ли в сем случае друг другу невозможного, несбыточного в настоящем греховном состоянии людей? Ибо кому неизвестна изменчивость всего земного?

    Иной восходит наверх счастья и славы, а другой упадает с высоты величия, и повергается в крайнее унижение; для одного распространяется круг родных, знакомых, а другой должен оплакивать самых близких его сердцу и остаться бесприютным сиротой; иной быть может недавно изнемогал под тяжестью несчастий, которая отнимали у него бодрость духа, приводили в уныние, а теперь он же с бодрым и веселым духом встречает дни нового года, иной недавно радовался своему благосостоянию, а ныне видит себя среди опасностей и тяжких трудов. Притом кому неизвестна, сама в себе, суетность так называемого земного счастья? Привлекателен для смертного настоящий мир с его роскошью и удовольствиями. «Отдайся мне», говорит он своему поклоннику: и сколько сердец всецело хватаются за эту приманку, и что же? Мир к пустоте их сердца может прибавить только собственную пустоту: «Отдайся мне», говорит наш ветхий человек, служитель греха: и сколько сердец бросаются на этот широкий путь, бросаются и что же? Горький опыт научает их, что грех неудовлетворяет потребностям сердца, что «невозможно в грехах найти кого-либо насыщения, потому что, чем больше предается им, тем больше возжигаются вожделением». «Отдайся мне», говорит естественная привязанность к матери, супруге, детям. Казалось бы, что вернее и надежнее сей привязанности, сего счастья? Так! Но что, опять, опыт показывает? – Показывает, что нет в мире создания, которое могло бы дать покой другому созданию, а если бы и могло дать то какой покой? Покой с ежедневным представлением возможности несчастия, вероятности болезни, несомненности смерти!

    Что же? Ужели, в самом деле, желание в новом лете, нового счастья суть одна только обычная форма взаимного приветствия, а сами в себе они несбыточны? О! нет; для счастья и блаженства создала благость Божья любимейшее из творений своих; стремление к счастью внедрила она в самое существо природы нашей. Только приведший в нас грех низвратил в нас это стремление, так что, если мы хотим, чтобы стремление наше было действительно стремлением к счастью, мы должны располагать и управлять этим стремлением не иначе, как по разуму слова Божия, - под руководством Святой Веры Христа Спасителя. Так! Есть у кого поучится находить отрадным смысл в наших взаимных приветствиях в первый день нового года: - в Святой Вере находим мы успокоительный ответ на этот, близкий сердцу каждого вопрос.

    Господь вчера и днесь: той же и во веки (Евр. 13,8). Значит таже, что и прежде безпредельная благость будет управлять нашею судьбою, - значит так же, что и прежде, благодеяния Божия будут незаслуженным достоянием нашим. Ибо не с таким участием глаз матери следит за каждым движением ея детяти, с каким бдит над нами Неусыпающее Око, которое, следовательно и в настоящий год, невоздремлет охранять нас на стезях жизни нашей, отклоняя от нас искушения превышающие силы наша, исправляя падения наши, полные и любви наказаниями, ободряя и укрепляя нас в труде, - в наше спасение небесными утешениями.

    Итак в весели духа приветствуем с новым годом вас, отец и мать семейства, воспитывающие одного за другим детей своих. Новый год непринесет вам с собою быть может, ни новых трудов, ни новых благ внешних, но в этом году, может быть, вы будете иметь радость увидеть первый утешительный плод забот своих – в успешных преуспеяниях своего подросшего детяти, а с сею радостию приобретете новую небесную радость – в живой уверенности, что новый год трудов для детей есть новый год трудов для Бога, когда дети воспитываясь в страхе и учении Господни, преуспевают в вере и благочестии что, следственно, вместе с именами спасающихся чад ваших будут вписываться в книгу живота и ваши имена. – С крепким упованием на творца веков да встретят новый год жизни и бесприютный нищий, скорбящая вдова, бедные сироты, которым в новом году не видят того, что взято в старом, не встретят попечительности отца, ласки матери. Но новый год жизни дает им возможность показать новый опыт преданности Тому, Кому оставлен нищий, кто сиру помощник, Кто слышит каждое движение сердца и по мере терпения в печали умножает тяготу славы вечной. (2Кор. 4,17)

    Благоговейно приветствуем вас, деятели на поприще общественного служения, благотворители человечества с новым годом, открывающим для вас снова возможность разливать спокойствие вокруг вас, водворять довольство, счастье совершением новых подвигов ваших перед Тем, кто себе вменяет всякое благодеяние, делаемое ближнему и сторицею воздает за то, что приемлет.

    В наше время замечается деятельность повсюду; теперь только и говорят, что о гуманности, просвещении, движении человечества вперед. И действительно, кто не порадуется добрым успехам по всем отраслям человеческой деятельности? Ныне придуманы многочисленные средства с удобствами жизни: труду даны средства обходиться почти без рук, и производить работу с величайшей скоростью; пути сообщения удобрены и удивительно сокращены; передача мысли и слова сделалась до того быстра, что почти вся земля может думать и говорить как один человек; - словом открытия и усовершенствования в области промышленности, искусств и наук изумительны.

{mospagebreak}

    Только всего этого одного как еще было бы недостаточно, со стороны человека, для того, чтобы человечество истинно благоденствовало, наслаждалось нерушимым спокойствием и полным счастьем? Ибо что показывает опыт? – показывает, что к истинно благородным стремлениям человечества иногда могут примешиваться и стремления обратного свойства, имеющие единственную… ужиною деятельности своей самолюбие, которое мало заботиться о главных, субестественных, истинно человеческих потребностях человечества. И вот, тот же человеческий ум, неутомимый труженик в области открытия и усовершенствования средств к удобствам жизни, меньше и в иных людях работает над открытием и усовершенствованием орудий для поражения народов.

    Очевидно, чтобы подвизаться во всем и навсегда для несомненной пользы человечества, необходимо следовать движению, которое верно и безопасно ведет нас к истинно – прочному счастью, движению, которое совершается под управлением Того, Кому подчинено все небесное и земное. О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, - говорит небесная истина, - Господь наш Иисус Христос, - аще любовь имате между собою. В преуспеянии этой-то в сердцах наших любви к Богу и ближним заключается истинное преспеяние человечества, движении вперед – к истинно человеческому счастью и совершенству. В обществе, как обществе, не все члены равны, но одни богаты, другие бедны, одни образованы, другие просты, одни сильны и крепки, другие слабы и немощны. Когда же всего легче и вернее достигнуть, чтобы жизнь ни для кого из них не была тяжелым бременем, чтобы в выгодах и удобствах ея имели возможное участие все, а не избранные только? Очевидно, не тогда, когда каждый будет думать только о себе, ни мало не помышляя о ближнем, когда все станут преследовать только личные свои интересы, заботиться о своем только спокойствии, не давая помощи один другому. Очевидно, общество непременно должно расти и расти до возможных пределов счастья и довольства тогда, когда в сердцах членов предприятия наши бывают успешны, дела благоплодны, взаимные его крепкая любовь к Богу и ближнему; потому что тогда только отношения благоприятны.

    Всем нам дано здесь время для приготовления к вечности, для улучшения спасения: се ныне время благоприятно,се ныне день спасения. Итак, поспешим же самоиспытанием. Все мы с душею, способного познавать Бога; всем нам даровано Святое Евангелие, чтобы просвещать и освящать оным эту душу: И так прилежно ли изучаем мы сии глаголы живота вечного и свято ли исполняем их на деле? Сколько в истекшем лете совершено нами добрых дел, сколько приобретено добродетелей, - успеха в этом пути, прямо ведущем к Богу? Получившее преимущество обширного воспитания, или блестящих дарований: какой обильный свет могли пролить вы пред глазами других, дабы славился вами Отец Небесный, и какая горькая потеря, если блестящие способности, редкая образованность употреблены во зло и сгублены жалкими страстями, хотя бы и прикрывались оне по видимому, формою исправности и служения на пользу человечества? Помимо всех даров, общих всем людям; получившие вдобавок значительное богатство и высокое общественное положение: сколько с этим могли вы сделать для служения Богу и ближнему, для преуспеяния в Царстве истины и правды? На градоправителях, начальниках, судиях, вообще – вождях народа, как на первенцах, как на избранейших из людей, возносимых властью и отличаемых честью, как на приставниках в Дому Божием, особенно лежит обязанность, а с нею сосредоточена и надежда, да покажут силу и славу свою в благоустроении людей в путях правоты и страха Божия и да предшествуют прочим примером веры и благочестия.

    Благочестивые слушатели! Всеблагий, Праведный и Премудрый Творец веков и еще отверз нам врата нового лета, продолжая дарствовать нам жизнь, время Возблагодарим же Его Всемилостивого за таковое к нам благодеяние, и пока не наступила смертная ночь, когда никто не может действовать, потщимся и каждый в частности и все в совокупности, и высшие и низшие, и старейшие и младшие, и подчиненные и начальствующие, потщимся, каждый по мере своего звания и дарований, на действенное служение Церкви и Отечеству, преуспевая, при свете учения Господня, от веры в веру и от силы в силу на всех стезях нашей деятельности, как духовной, так и внешний, как частной, так и общественной. Тогда и только тогда новый год действительно будет для всех новым, и выражения взаимных приветствий с новым годом, как залогом нового счастья, не будут в устах наших одною фразою, но будут иметь прямое действительное свое знамение. Аминь.

Томские губернские ведомости № 2. Пятница, января 11 дня 1863 года. Часть неофициальная

Слово, сказанное в городе Томске, в Кафедральном соборе, в первый день нового 1863 года, инспектором Томской Духовной Семинарии соборным иеромонахом Наркиссом

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter