Печать
Просмотров: 4637

НЕСЕНИЕ СВОЕГО КРЕСТА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ДУШИ.

Третья неделя Великого поста, возлюбленные о Господе, отцы, братья и сестры, называется крестопоклонной. Поклонение Святому Кресту среди поста установлено для того, чтобы воодушевить нас к терпеливому несению поднятого нами ига поста до конца. Чтобы мы, также взирая на Крест, размышляли о крестных страданиях, подъятых Господом ради нашего спасения, и охотно текли по пути самоотвержения, распинали бы свою плоть со страстями и мужественно встречали препятствия на этом пути.

    В сегодняшнем евангельском зачале, мы слышим учение Иисуса Христа о несении своего креста, которое необходимо для спасения души, и о свойствах истинного последователя Христова.

    Господь всем желает спасения, но Он насильно ни кого не принуждает к несению своего креста для спасения. Он хочет, чтобы в нас самих было свободное желание своего спасения. Поэтому Он и сказал: «Если кто хочет, иди за Мной». Однако одного свободного желания недостаточно и Господь показывает истинного Своего последователя, который должен: первое – отвергнуться себя, то есть жить не по своей греховной воле, а по воле Божией и поступать во всем так, как повелевает Бог; второе – взять крест свой. Это, значит, бороться со своими греховными привязанностями не только без ропота и негодования, а с полной преданностью воле Божией переносить посылаемые скорби. И третье – следовать за Христом по пути, указанному в Евангелии, и всю свою жизнь располагать согласно этому пути, отражая встречающиеся соблазны и искушения. И без этого крестоношения нельзя быть наследником Царствия Небесного.

    Этот крест, который каждый из нас несет, двоякий: внутренний и внешний. Внутренний крест – есть сражение плоти и духа. Сражение, которое мы находим в самих себе, когда склонности чувств противятся разуму. Когда видим лучшее и хвалим, а худшему следуем; когда и то и другое оставить не хотим, а и то и другое вместе получить не можем. Крест тем тягостнее, что он презирает наше сердце и отнимает покой нашей совести. Другой крест внешний, которым нас со стороны обременяют, ибо отрекшись от себя и следуя добродетели, надо поднять на себя целый полк порабощенных страстью людей. Никто не любит противоположного себе. «Твое, христианин, благочестие вооружает против тебя нечестивого. Твоя справедливость не мила взяточнику. Твоя прозорливость досадна хитрому льстецу. Твое воздержание беспокоит любящего роскошь. Твоя тщательность приводит в гнев ленивого. Твое постоянство мучает человека распущенного», – вот как об этом говорит Платон, митрополит Московский.

    Нести этот крест нужно великодушно и в терпении своем полагать спокойствие духа. И этим доказать миру, что в терпение сильнее гонения.

    Но как раз многим из нас и не хватает терпения, это своего рода искушение, которое наводится на нас диаволом. Через это искушение Господь испытывает наше сердце, как некогда испытывал святого Иова многострадального, который с великодушием и терпением перенес все страдания, посылаемые ему. Этим он победил и посрамил диавола. Так и мы должны поступать.

    Наравне с нетерпением в душе возникает ропот и негодование, которое по словам святителя Игнатия Брянчанинова «...и есть отречение от креста". В назидание нам, чтобы мы не роптали на свой крест, один из подвижников благочестия приводит такой рассказ.

    Однажды бедному человеку, который всем жаловался на свой крест, на свою бедность, представилось в сновидении, будто он находится в просторной комнате, которая вся уставлена разной величины крестами, и все эти кресты покрыты покрывалами. Тайный голос говорит бедняку: «Ты жалуешься на свой крест, на свою бедность – выбирай же себе другой, любой крест». Бедняк начал выбирать. Взялся за первый крест, этого не поднял; другой, хотя и приподнял, но и этот не по силам – очень тяжел; третий крест и хоть и не тяжел показался, но углами режет плечи. Таким образом, он, переиспытав все кресты, ни одного не нашел по своим силам. Оставался в углу еще один крест, которого бедняк не испытал, потому что этот крест казался ему больше и тяжелее других. Приподняв этот крест, бедняк радостно закричал: «Вот этот крест возьму я на себя, он, хотя и велик, но легче других!» Сняли покрывало с креста, и на нем была надпись «бедность».Так бедняк остался опять при своем кресте, при своей бедности. Теперь он понял, что крест его, посланный ему Богом, самый легкий и удобный для несения. Таким образом, каждому из нас дан такой крест, который нам легче всего нести.

    Святой апостол Павел в своем послании к Галатам увещает нас, говоря: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6,14).

    Так будем же, возлюбленные о Господе, отцы, братья и сестры, помня услышанное сегодня учение Иисуса Христа о ношении своего креста и слова апостола Павла, без ропота и с терпением нести каждый свои крест, возложенным на нас Богом и с великодушием отражать все диавольские нападки, которые встречаются на этом пути, чтобы сподобиться Царствия Небесного. Аминь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter