Печать
Просмотров: 2320

ВОСКРЕСЕНИЕ ЧЕТВЕРОДНЕВНОГО ЛАЗАРЯ КАК СИМВОЛ ВОСКРЕСЕНИЯ НАШИХ ДУШ

Дакануне страстных дней, мы слышим за Божественной Литургией об одном из самых удивительных и величественных чудес Господа нашего Иисуса Христа - воскресении четверодневного Лазаря.

    Из Евангельской истории нам известно, что уже в самом конце Своей земной жизни, перед крестными страданиями, Господь посетил языческую страну Перию, где обращал заиорданских язычников Своей проповедью и чудесами к познанию Единого Истинного Бога. Там Он и получил известие о смертельной болезни Своего любимого друга Лазаря и приглашение от его сестер прийти и исцелить больного. Иисус, как Всемогущий и Всеведущий Бог, желая прославления имени Божия, остался в Перии еще на два дня, и пришел к иудейскому городу Вифанию на четвертый день после смерти Лазаря. С глубокой скорбью на сердце и со слезами на очах, Марфа и Мария рассказали о смерти своего брата. Они нисколько не сомневались, что Господь мог бы исцелить их брата от любой болезни, но теперь он умер, и эти две сестры даже не могли подумать, что Тот, Кто говорил им о Царствии Небесном может теперь воскресить их брата, чье тело начало смердеть. И здесь Господь сказал такие слова, от которых любое сердце, объятое горем, может получить утешение: «Я – воскресение и жизнь! И если кто в Меня верует, если бы и мертв бы был – воскреснет...» (Ин.11,26). И действительно, как только открыли гроб, Христос, Своей Божественной Силой, воскресил Лазаря, и не только его одного – Лазарь воскрес телом, а видящие, и уверовавшие в это, воскресли душой.

    При толковании этого места Священного Писания, святые Отцы указывают на то, что все христиане во многом подобны другу Господню – четверодневному Лазарю. Как и он, каждый из нас после крещения стал другом Христовым и с каждым днем нашей жизни эта дружба должна светлеть и расти. Но из-за небрежения к духовной жизни, из-за чисто формального исполнения заповедей Божиих, красота этой дружбы блекнет и истощается и даже может полностью исчезнуть. И тогда мы можем ощутить, что где-то там внутри лежит пораженный страшной смертью – четверодневный друг Господень, к которому и приблизиться нельзя, потому что разлагается телом. Но даже у такой души, которая похожа на бесчувственный труп, проявляются самые лучшие и светлые стороны, стремящиеся восстановить всего человека. И тогда Господь, видя внутреннее расположение души, ее стремление выйти из состояния смертельного ужаса, приходит на помощь и ободряет ее теми словами, которые утешат любого человека: «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет» (Ин.11,25).

    Христос родился, жил и учил на земле; терпел зной, голод, нападки книжников и фарисеев, а потом страдал на Кресте, воскрес и наконец вознесся, лишь для того, чтобы освободить нас от рабства диавола, даровать нам спасение, чтобы мы были в ни с чем не сравнимом благодатном общении с Богом. И все, что требуется от человека – это довериться Христу, дать Ему полную свободу действовать в нас. Но для того, чтобы Сам Господь вошел и жил в сердце каждого из нас требуется чистота сердца, которая достигается непрестанными молитвами, трудами, а особенно покаянием. И те кто очистился сердцем, сподобятся обильных благодатных даров и смогут лицезреть Свет Неизреченный, который, как говорит Симеон Новый Богослов «есть источник благ, это жизнь всего существующего, это утеха и упокоение, это одеяния и слава, это радость неизъяснимая и спасение всех приобщившихся Его неизреченного осияния».

    Стоя на пороге страстных дней, станем же усерднее очищать души и сердца от страстей и грехов. Тогда Сам Господь, стремящийся спасти каждого человека и привести к познанию Света Истины, воззовет громким голосом у открытого верою в Бога гроба наших душ: «Лазарь, гряди вон!» И тогда наша душа, облеченная Божественным Светом, воскреснет. А это значит, что выйдет она из плена греха в новую и совершенную жизнь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter