Печать
Просмотров: 1607

В ЧЕМ СОСТОИТ ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ?

Вобсудить на форумео имя Отца и Сына и Святого Духа!
    В первую неделю Великого поста, дорогие братья и сестры, Церковь празднует Торжество Православия. Неискушенные в церковной жизни люди могут спросить: «В чем же состоит торжество Православия? Ведь есть множество других религий, которые значительно превосходят Православие по количеству своих членов, по слаженности организации и структуры?»

    Может быть, торжество Православия состоит в особом величии и красоте храмов, торжественности Богослужений? Как описывается в летописи преподобного Нестора Летописца, именно красотой Богослужения и величием храма святой Софии Константинопольской были поражены послы русского князя Владимира, искавшие лучшую веру. Судя по их воспоминаниям, они не знали, где находились - на небе или на земле. Во многом их благое впечатление склонило волю князя к принятию Православия.

    Но, по слову пророка и царя Давида, внешняя красота изменчива, как цветы на траве, которые с утра цветут, а к вечеру иссушаются зноем. Когда Апостолы, указывая на город Иерусалим, говорили Господу: «Посмотри, какие камни, какие здания!», то Иисус, умеряя их восторг, сказал, что настанет время, когда не останется здесь камня на камне, все будет разрушено (Мф. 24, 1; Мк, 13,2). И это пророчество в 70-е годы после Рождества Христова буквально исполнилось.

    Таким образом, Истина не всегда облекается в красивые торжественные Богослужения и величественные храмы. Великолепие и красота православных храмов – это только внешняя форма выражения веры и любви к Богу. Когда дух веры и любви из них уходит, тогда храмы разрушаются.

    А может быть, торжество Православия состоит в покровительственном отношении к нему государственных властей? Да, действительно, начиная с равноапостольного царя Константина, который в 313 году издал Миланский эдикт, прекращавший всякие гонения на христиан в Римской империи, а у нас на Руси, начиная с равноапостольного князя Владимира, который в 988 году крестил Киевскую Русь, христианство занимало особое привилегированное положение в жизни многих государств. В Православии многие государи видели свою главную и надежную опору в государственном строительстве, залог народного единства.

    Но из истории мы также знаем, что, даже правители, называвшие себя православными, Православие гнали, когда они начинали видеть в Церкви своего соперника во владении умами, сердцами и материальными ресурсами людей. Так, например, почти сразу после издания Миланского эдикта, даровавшего православным свободу, начались жестокие арианские гонения. Ариане, отвергая божество Христа, в угоду государственным чиновникам, хотели поставить христианство на один уровень с другими языческими верованиями.

    Позже Константинопольский патриарх Несторий, опираясь на императорскую власть, стал учить, что Божию Матерь нельзя называть Богородицей, ибо, как он утверждал, Дева Мария родила простого человека, в которого затем вселился Бог. Таким образом, ересь Нестория незаметно низводила Православие на уровень частного дела человека. Позже еретики- монофизиты, учившие, что во Христе только одна божественная природа и монофилиты, учившие, что во Христе только одна божественная воля, в угоду меркантильной политике Византийского императора, хотели сделать православных пассивными исполнителями воли Божией без возможности участия в деле спасения человеческой воли. Возникшая в VIII веке ересь иконоборчества была уже прямой инициативой византийских императоров, которые увидели в процветавшей Церкви и, особенно в монашестве, своего главного соперника. Только в 843 году при благочестивой царице Феодоре Православие одержало над иконоборцами победу и стало праздновать торжество Православия.

    Желая полностью освободиться из-под государственной опеки, Римская Церковь впала в другую крайность - римские папы решили в одном лице совмещать духовную и светскую власть, считать себя наместниками Христа на земле. Так в ХI веке образовалась ересь католичества. В XIV веке, когда Византийскую империю со всех сторон теснили арабы-мусульмане, в Константинополе появился ученый монах Варлаам, предлагавший для отпора мусульманам объединиться с папой на основе догматического компромисса. Но св. Григорий Палама отстоял догматическую чистоту Православия и показал, что в деле спасения человека важна не только активная внешняя деятельность (иногда она может быть бесполезной), но и тишина, безмолвие, молитва, благодаря чему человек уже в этой жизни приобщается к нетварному Божественному свету.

    У нас на святой Руси также не всегда были для Православия безоблачные времена. Хотя в 988 году Русь святым благоверным князем Владимиром была крещена, но ещё долго продолжала проливаться братская кровь в междоусобных войнах. Потом на Русскую землю за междоусобицы и раздробленность Господом на 300 лет было попущено монголо-татарское иго. С Севера Руси угрожали католические тевтонские ордена, которые хотели поработить Русскую землю не только физически, но и духовно. Великий удар был нанесен Православию в петровские государственные реформы, упразднившие Патриаршество и отводившие Церкви роль винтика в государственном механизме. Самыми жестокими были гонения на Церковь в советские безбожные времена. Власть пыталась полностью и морально, и физически стереть христиан с лица земли. Но великий сонм мучеников и исповедников, как в первые века христианства, так и в ХХ веке вновь явил торжество Православной веры.

    Как мы увидели, дорогие братья и сестры, Православие почти во все времена со стороны властей было не только покровительствуемо, но и гонимо. На православных христианах буквально исполняется пророчество Господа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанн.15,20). Значит, торжество Православия не во внешнем благолепии и не в покровительстве властей, а в чем-то другом.

    В чем же оно? На этот вопрос отвечает святой апостол Павел: «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13). Из этих слов видно, что главная сила и торжество Православия в благочестии. Благочестие же состоит в уподоблении Господу нашему Иисусу Христу в кротости, смирении, любви, нелицемерной доброй совести. «На кого посмотрю, только на кроткого и смиренного сердцем, трепещущего словес моих», - говорит Господь (Ис.66,2). В видимом материальном мире кажется, что зло часто побеждает добро, но в духовном мире добро всегда торжествует над злом. Все мученики шли на страдания с тою мыслью, что за кратковременные земные скорби они сподобятся вечного блаженства в вечной жизни. «Яко Господь любит суд, и не осудит преподобных своих, во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю, и вселятся в век века на ней» (Пс.36, 28-29).

    Ереси и расколы появляются тогда, когда люди сходят с пути благочестия, когда нисколько не стараются уподобиться Господу в кротости, смирении, любви, а устраивают свою жизнь по жёстким законам мира, по лукавым желаниям своего похотливого сердца. Если бы Господь не создал на земле Церковь, которая обуздывает человеческие страсти и направляет людей на путь благочестия, то люди, из-за своих грехов, уже давно бы истребили друг друга.

    Ныне Церковь анафематствует ереси и расколы, которые, прикрываясь ревностью о правде Божией, на самом деле сбивают людей с пути благочестия. «Сматряет грешный праведного, и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему» (Пс.36,33). После кажущегося полного торжества зла в советский период нашей истории, как пишет один великий русский писатель: «Посчастливилось нам дожить до такого времени, когда добродетель хоть и не торжествует, но и не всегда травится псами. Добродетель битая, хилая, теперь допущена войти в своем рубище, сидеть в уголке, только не пикать».

    Празднуя торжество Православия, мы, православные христиане, отнюдь не должны этим превозноситься, а при виде кажущейся победы зла в этом мире, отнюдь не унывать. Но, в первую очередь, осознавая свои грехи, мы должны бороться с ними, чтобы они и нас не сбили с пути благочестия. Когда мы победим грех в себе, тогда мы получим дерзновение и силу нанести сокрушительный удар и по мировому злу. В святые дни Великого Поста нам всем особенно надо подвизаться, чтобы духовно укрепиться в вере и добродетелях, дабы в радости встретить Пасху Христову, а в будущей загробной жизни сподобиться вечного Небесного Царства со всеми святыми. Аминь.

Автор игумен Маркелл (Павук)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter