Как богослужения церковные, так и внебогослужебные собеседования всегда оканчивались раздачей народу листков и брошюр религиозно-нравственного содержания. Печатному слову епископ придавал особое значение в борьбе с врагами Церкви. В противовес литературе отрицательной, безбожной, противоцерковной в миллионах экземплярах брошюр и листков распространяемых врагами Церкви и государства среди народа, владыка раздавал литературу положительную и обличительную. С этой целью преосвященный Гермоген преобразовал и расширил епархиальный печатный орган - "Саратовский духовный вестник" и создал еженедельный "Братский листок". Подобно "Братскому листку" еженедельные печатные органы были учреждены в Балашове, Камышине и Царицыне.

За десять лет служения преосвященного Гермогена на Саратовской кафедре было построено свыше пятидесяти храмов. При построенном в Саратове храме преподобного Серафима Саровского благодаря попечению владыки был открыт детский приют, в котором воспитывалось пятьдесят мальчиков-сирот. Преосвященным Гермогеном были основаны Благовещенский женский и Свято-Троицкий мужской монастыри в городе Хвалынске, Вольское Благовещенское архиерейское подворье, Свято-Духовский монастырь в Царицыне, Казанская Алексеево-Сергиевская мужская пустынь вблизи города Сердобска, Казанский Иоанновский мужской монастырь близ города Кузнецка и Дубовский Свято-Троицкий единоверческий мужской монастырь. Особое внимание владыка уделял церковно-приходским школам, рассадникам религиозно-нравственного просвещения. За время служения владыки значительно увеличилось число таких школ в епархии: в 1901 году было 4 двухклассных школы, в 1910 году их стало 29: в 1901 году было 362 одноклассных школ в 1910 году их стало 762. Епископ Гермоген основал противораскольническую школу в селе Сосновая Мыза и противомагометанскую в деревне Подлесной.

Желая придать епархиальному управлению более деловой и практический характер. преосвященный Гермоген постановил, чтобы в епархиальных съездах участвовало выборное, более опытное духовенство, а вопросы, которые должны были обсуждаться на съезде, предварительно разбирались и готовились в особо учрежденном для этой цели подготовительном комитете.

Часто объезжая приходы епархии, святитель служил с таким благоговением и молитвенным настроем что крестьяне одного из сел говорили своему священнику: "Деды и прадеды не видали такого. Нам не забыть этого светлого торжества, но из рода в род, от отцов к детям, от детей ко внукам перейдут наши рассказы о приезде владыки Гермогена к нам в село". Во время службы в кафедральном соборе многие плакали от умиления и духовной радости, так благоговейно и трепетно молился владыка в алтаре перед престолом Божиим. Протоиерей Сергий Четвериков вспоминал о служении преосвященного Гермогена в Саратове: "С первых же дней моего пребывания в Саратове я узнал владыку Гермогена как народного молитвенника и народного наставника. Потом я еще узнал его как щедрого благотворителя... Что меня еще особенно поражало и привлекало в преосвященном - это его совершенно юношеская отзывчивость на всякое доброе начинание и полное пренебрежение к своему собственному удобству и покою... Он себе не принадлежал. В любое время дня к нему являлись гимназисты, гимназистки, и он выходил к ним и беседовал... Он мог поехать... в гости к какому-нибудь благочестивому мещанину... Когда я, будучи еще едва знаком с ним, заболел, он приехал и ко мне навестить меня, хотя я жил где-то совсем на задворках... Исполненный глубокой, пламенной веры, он является не кабинетным администратором, не далеким от жизни ученым, а живым практическим делателем, чутко и горячо отзывающимся на духовные нужды своей паствы..."

Во время революционных беспорядков 1905 года владыка делал нее возможное, чтобы отрезвить мятущийся духом народ. Несмотря на нездоровье, он почти каждый день совершал богослужения и произносил вдохновенные проповеди. В них он упрашивал и умолял воздействовать на подстрекателей мерами увещевания, а если они не принесут пользы, отойти от возмутителей общественного спокойствия, моля Бога о вразумлении врагов Церкви и отечества; мер же насилия ни в коем случае не употреблять.

Епископ говорил: "Крепко держись, православная паства, веры Христовой, как якоря спасения, и Он введет тебя в новое твое отечество... не забывай матери своей - Церкви Православной. Она не научит вас худому, она сбережет вас от волков, которые в овечьей шкуре появляются между вами... Они обещают многое, но на деле ничего не дают - кроме смуты и нарушения государственного строя. Всегда помните, что молитва и труд - вот истинная надежда истинных сынов Святой Церкви и родной земли Русской. Помните всегда и то, что не радости и удовольствия ведут к блаженной жизни, а скорби; не широкими вратами нам достигать небесного царства узкой тропкой, при благодушном несении каждым своего креста". Во время революционных беспорядков епископ Гермоген предложил рабочим собираться для решения вопросов религиозной и общественной жизни. Эти собрания происходили при его участии: на одном из них было решено выстроить новый храм, который принадлежал бы рабочим.

В январе 1905 года, когда после петербургских событий волнения и забастовки произошли и в Саратове, епископ выступил с разъяснениями происшедшего. Многие рабочие насильственно были оторваны забастовщиками от работы и понесли лишения; владыка предложил прийти им на помощь - благословил провести сбор денег, в котором сам принял участие. 6 февраля 1905 года святитель отслужил панихиду по убиенному великому князю Сергею Александровичу (губернатор Москвы: был убит террористом Каляевым на пути в губернаторский дворец), сказав, что в кровавой смерти его повинны не только террористы, но и русское общество, многие члены которого мало веруют, не исполняют и даже отвергают уставы и устои государственные.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter