ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ (1702-1711 гг.)

Митрополит Филофей (Лещинский) Преосвященный Филофей был один из приснопамятнейших и доныне свято-почитаемых тобольских иерархов, как по своей подвижнической жизни, так и по ревностной и благоплодной миссионерской деятельности.
Родом сей святитель был малоросс, по фамилии Лещинский. Образование получил в Киевской академии, по окончании курса которой был некоторое время священником. Овдовев, он принял монашество с именем Филофея и некоторое время проходил трудную и вместе с тем почетную должность эконома Киево-Печерской лавры, владевшей тогда многими имениями, состоявшими из крестьян и земель. При строго-подвижнической монашеской жизни, Филофей отличался большими хозяйственными способностями и распорядительностью. В то же время он был наместником и архимандритом Брянского Свенского монастыря.

Когда св. Димитрий Ростовский, назначенный на Сибирскую епархию преимущественно с миссионерской целью, отказался от поездки в Сибирь и был перемещен на Ростовскую кафедру, на его место в Тобольск с той же, между прочим, целью был назначен известный уже по благочестивой жизни, высокому просвещению и энергии архимандрит Филофей Лещинский, который и был посвящен в сан митрополита Сибирского и Тобольского января 1702 года.

Святитель Филофей, по прибытии на Сибирскую кафедру, с обычной ему ревностью приступил к многотрудному служению, вверенному ему Промыслом Божьим, и до конца жизни самоотверженно трудился в этом служении. Архипастырская деятельность преосвященного Филофея высказалась в заботах и трудах его: 1) по образованию духовного юношества; 2) по устроению церквей и улучшению быта сибирского духовенства; 3) по борьбе с расколом и 4) в особенности по миссионерскому делу.

С целью дать епархии хороших пастырей, в которых она так нуждалась, преосвященный в 1703 году завел в Тобольске, при архиерейском доне, первую в Сибири славяно-русскую школу, в которой получали образование дети сибирского духовенства. Для Преподавания в этой школе и для исполнения других важных поручений по делу духовно-нравственного просвещения христиан и иноверцев были вызваны владыкою многие ученые монахи из Киева.

При вступлении митрополита Филофея в управление Тобольской епархией в ней было всего 160 церквей, разбросанных на пространстве 300000 кв. миль. Святитель приложил усиленные труды к умножению храмов Божьих в Сибири, и труды эти Господь благословил успехом: ко времени оставления преосвященным Филофеем епархии в ней было уже до 448 церквей и 37 монастырей. Тобольский каменный Успенский собор, построенный митрополитом Павлом, не имел, для отправления богослужения в зимнее время теплой церкви, а потому митрополит Филофей усердием своим пристроил к нему каменный теплый придел во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских, и освятил его 26 октября 1704 года. В Успенском кафедральном храме он соорудил богатый резной иконостас в византийском стиле. Около 1708 года в Тюмени, вместо деревянного Преображенского монастыря, владыка, Филофей выстроил новый каменный Троицкий монастырь, для чего исходатайствовал у Государя 1000 рублей денег и листового железа для крыш, а остальное все устроил на домовую архиерейскую казну. В Иркутске святитель воздвиг также каменный собор. Устраивая новые храмы, он заботился и о поддержании их благосостояния: испросил у правительства возобновление некоторым монастырям, соборным и бесприходным церквям прекращенную было выдачу воска, ладана и красного вина, а при кафедральном соборе исходатайствовал разрешение устроить певческий хор из ссыльных малороссиян. Сгоревший, перед самым его прибытием в Тобольск (именно в пожар 6 июня 1703 г.) архиерейский дом владыка вновь отстроил, исхлопотал от казны, для обеспечения этого дома, некоторые пособия.

Умножая количество церквей и благоустраивая их, митрополит Филофей пополнял недостаток при них духовенства принятием в духовное звание способных людей из крестьян и казаков. Своими стараниями архипастырь улучшил и материальное положение сибирского духовенства, кроме бедности испытывавшего многие притеснения от разных чиновников больших и малых рангов. По ходатайству преосвященного в 1703 году велено было священно-церковнослужителям сибирских соборов и бесприходных церквей, а также монашествующим, выдать жалование, которого они были лишены с 1699 года; сельским же церквям отведены пахотные и сенокосные земли, причем священники вместо этого могли получать с прихожан ругу хлебом или деньгами.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter