МИРОВОЗЗРЕНИЕ К.Г. ЮНГА
С ПРАВОСЛАВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Собсудить на форумеовременная цивилизация уже перешагнула порог III тысячелетия, и всё явственнее проступает в ней жизненная философия неоязычества с её поклонением различным кумирам, с её культом тела и здоровья, с её стремлениями к потусторонним занятиям эзотерической премудростью. Стремление человеческого разума заменить собой Христа и данное Им Божией Церкви Откровение не ограничивается рамками прошлого или нынешнего века. Возрождение языческих мифов началось ещё в эпоху Ренессанса, но в ХIХ и ХХ веках оно достигло своей вершины.

    Сознание западного общества сместилось от Бога к земным интересам: развивается пантеизм и появляются первые утопии о земном рае. Отвергнув Господа Иисуса Христа, европейская культура открывает двери идолам языческой древности. Определённая часть мыслителей в своих художественных и философских произведениях обращалась в мир античной мифологии. Начало ХХ века вообще было временем очередного возрождения магии (общество «Золотая Заря», Рудольф Штайнер (1861-1925) и антропософия), а поток автоматических текстов, которые якобы пишет «кто-то другой», приобретает форму «Книги закона» Алистера Кроули. В этом кратком сочинении «космический разум» через Кроули объявляет Новую Эпоху («Нью Эйдж»), эпоху высвобождения человеческого произвола, абсолютной отдачи инстинктам, и провозглашает девиз: «Делай что хочешь, и пусть это будет твоим единственным законом».

    Придерживается идеи возрождения неоязычества и один из крупнейших интеллектуалов ХХ века Карл Густав Юнг. Юнг был поистине оригинальным мыслителем, чьи идеи до сих пор остаются в значительной степени неизвестными или непонятыми. Юнг не всегда был прав; это свойственно первооткрывателям. Его взгляд на реальный мир настолько отличался от бытовавшего мировоззрения, что коллегам – психологам и учёным – зачастую трудно было понять, что он хочет сказать. Как психолог, Юнг был помощником многих душевнобольных и умственно отсталых; как человек, он часто мысленно спускался в свой Ад (принимал участие в оккультных практиках, что и описывает в своих воспоминаниях), подвергаясь во время своих путешествий воздействию голосов сирен и иллюзий.

    Опрос, проведённый несколько лет назад среди известных учёных всего мира о судьбах науки будущего, показал, что большинство считает, что в ХХI веке в центре внимания окажутся науки о человеке, в первую очередь - психология, так как интерес человека к себе, к своему «Я», издавна является предметом особого внимания. Уже сейчас становится ясно, что этот прогноз сбывается и интерес к внутренней жизни человека все больше возрастает. Сегодня, например, теория и практика психоанализа стали не только модными увлечениями, но и неотъемлемой частью многих образовательных программ, ориентированных на освоение психоаналитических идей, концепций, техник, методик. Курс психоанализа преподаётся студентам колледжей, институтов, университетов и академий, издается «Психоаналитический вестник», открыты институты психоанализа в городах Москве и Санкт-Петербурге.

    Это возлагает особую ответственность на психологию как науку и практику воздействия на сознание человека, а также на психологов, вольно или невольно осуществляющих это воздействие. Готова ли психология взять на себя бремя тягот человеческих страданий, ответов на вопросы о сущности бытия и тайных движений души? Как оставаясь профессионалом, не нанести вреда своей душе изучением научных трудов с явным признаком лже-духовности?

    Современник Фрейда, Юнга и Адлера великий православный подвижник и святой ХХ века преподобный Силуан Афонский имел твёрдое убеждение, что человек, живущий духовно, обратившись к науке, проявит больше способности в ней, чем неверующий ученый, поскольку «живёт в плане более высоком и большего достоинства, чем тот, которому принадлежит научная жизнь, сфера логического мышления»[1]. Видится также вполне обоснованным и высказывание крупного немецкого психолога и психиатра Эрнста Кречмера (1888-1964), что христианская аскетика – это «наука из наук и искусство из искусств». Он, как учёный, убедился, что православное учение наиболее полно и глубоко из всех существующих учений отражает психические процессы человеческой души. С этим убеждением связан его приход в Православие.

    Конечно, никто не может говорить о Юнге, кроме самого Юнга, но анализ его учения с обозначенных позиций может способствовать не только углублению взглядов на важные проблемы душевной и духовной жизни человека, осмыслению их в свете непреходящих вечных ценностей бытия, но и будет полезен для всех тех, кто стремится к повышению своего уровня образования. Пастырю Церкви особенно необходимо познакомиться с философско-антропологическими воззрениями Карла Густава Юнга, чтобы можно было удачно полемизировать с человеком, заражённым современным философским абсурдом, особенно зная то, что некоторые католические священники даже пытаются объединить христианство и глубинную психологию, эти два совершенно не совместимых института. «Тот, кто занимается религией, должен сегодня учитывать труд Юнга и вникнуть в него», - писал теолог Ганс Шэр[2]. В следующей главе, на основе автобиографических записок самого профессора Юнга (Юнг К.Г. «Аналитическая психология. Прошлое и настоящее», Юнг К.Г. «Воспоминания, сновидения, размышления»,) и ряда произведений других исследователей его творчества (Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму, Герхард Вер «Карл Густав Юнг», Соклов Э.В. «Введение в психоанализ. Социокультурный аспект», Кирш Т.Б. «Юнг и происхождение аналитической психологии», Зеленский В. «Юнг и религия», Саттлер Г. «Карл Густав Юнг», В.М. Лейбин «От психоанализа к аналитической психологии и психотерапии»), мы постараемся рассмотреть те жизненные перипетии, по которым прошёл Карл Густав Юнг, и без знания которых становится непонятным его дальнейшее творчество.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть I. Карл Густав Юнг и происхождение аналитической психологии.
Часть II. Структура психики в зеркале аналитической психологии.
     2.1. Психологические типы личности.
     2.2. Сознание и бессознательное.
         2.2.1. Развитие философских представлений о сознании и бессознательном.
          2.2.2. Проблема сознания и бессознательного в философии К.Г. Юнга.
     2.3. «Via regia» к бессознательному.
     2.4. Архетипы коллективного бессознательного.
Часть III. Процесс индивидуации как «путь к себе».
     3.1. Трансцендентная функция и понятие Дао.
Часть IV. Синхронистичность К.Г. Юнга.
Часть V. Психоанализ религии.
Заключение. Православная оценка философских воззрений Карла Густава Юнга.
Библиографический список.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter