V 2012-2013 годах были внесены изменения в систему нормы уголовного и уголовно-процессуального права, затрагивающие вопросы религиозных отношений. Эти изменения условно можно разделить на две группы.

Первая группа изменений законодательства прямо обусловлена поиском новых путей правового регулирования сферы религиозной безопасности. Такие изменения касаются статьи 148 Уголовного кодекса РФ.

Вторая группа изменений законодательства обусловлена поиском новых путей правового регулирования иных социальных сфер. Однако, данные изменения повлияли и на систему норм обеспечения религиозной безопасности. Такие изменения внесены в статьи 239 Уголовного кодекса РФ и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Tермин «религиозная безопасность» еще прочно не вошел в юридический оборот. Определение религиозной безопасности России является темой отдельного исследования, но в целях данной статьи отметим, что под религиозной безопасностью Российской Федерации мы понимаем состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, рождающихся в религиозной сфере, необходимое для укрепления основ конституционного строя Российской Федерации.

Деятельность по обеспечению религиозной безопасности как важной части национальной безопасности от имени государства осуществляют органы государственной власти, обла­дающие необходимой компетенцией в области безопасности, а также силы национальной безо­пасности, отвечающие за те или иные аспекты обеспечения безопасности. Правовая регламентация их деятельности представляет собой сложнейшую задачу, т.к. такая деятельность основывается на огромном объеме взаимосвязанных и взаимопроникающих нормативных актов. Поэтому особенно важно рассмотреть специфику обеспечения религиозной безопасности специальными уполномоченными на это государственными органами.

V

статье автор делает вывод, что православие является самым надежным и безальтернативным связующим звеном между Сербией и ЕАЭС. На данный момент конституционная доктрина, как Республики Сербия, так и ведущих стран ЕАЭС требует отразить в Основных законах особую роль, которую играет православие в жизни общества. Автор подчеркивает, что современный глобальный мир далеко недружественен по отношении к фундаментальным устоям ЕАЭС и Сербии, единственным выходом для которых является форсирование процессов сближения и межгосударственной интеграции с учетом того фактического положения, которое занимает в данных обществах православие.

Православље као фактор зближавања Републике Србије и Евроазијског економског савеза: уставно-правни аспекти

R

елигиозная мотивация в жизни человека, сравнительно с другими видами мотивации, является самой сильной. И действительно, в окружающей действительности, часто, можно смириться со многими вещами, даже с тяжелой болезнью. Но несравненно труднее, а чаще, просто невозможно смириться с перспективой вечной гибели. И ради достижения высшей цели за пределами земного бытия отдельный человек способен на подвиги, часто, превышающие любые телесные ограничения. По-настоящему верующих в обществе может быть сравнительно небольшой процент, но именно они формируют вектор движения целых народов и цивилизаций.

Поэтому религия не может не использоваться заинтересованными силами как один из основных инструментов формирования жизни общества в глобальных масштабах, хотя бы потому, что ведущие субъекты формирования облика современного мира отнюдь не индифферентны по отношению к религии. Здесь мы подходим к проблемам обеспечения религиозной безопасности общества, в частности, России.

V

своей статье автор поднимает вопрос о необходимости обеспечения религиозной безопасности славянских обществ в контексте глобальной политики. Рассматривается система угроз религиозной безопасности, на некоторых из которых делается акцент. Автор приходит к выводу о необходимости инъекции существующих философских, социальных, богословских теоретических разработок, касающихся обеспечения национальной безопасности сербского и русского народов, в юридическую плоскость. В работе формулируются пути обеспечения религиозной безопасности и основные принципы.

In his article the author raises the issue of the necessity to ensure the security of religious Slavic peoples in the context of global policy. The article considers religious security threats with the focus on some of them. The author concludes that it is necessary to introduce into the legal system current philosophical, social, theological theories that relate to the national security of the Serbian and Russian peoples. The paper formulates the methods and principles of religious security.