V

Кадр из видеоролика о сатанинском параде перед катастрофой на Чернобыльской АЭС. Может быть - это и было одной из ключевых причин чернобыльской катастрофы.

статье выдвигается идея о том, что на современном этапе развития общества формирование правовой доктрины религиозной безопасности России является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности.

В данной статье автор формулирует определение доктрины религиозной безопасности России и исследует ее правовую сущность. Изучению подвергаются основные элементы доктрины религиозной безопасности России, среди которых цели, определение и классификация угроз религиозной безопасности, конституционно-правовая основа религиозной безопасности, система религиозной безопасности, принципы обеспечения религиозной безопасности, а также правовые механизмы обеспечения религиозной безопасности Российской Федерации.

Исследуя механизмы обеспечения религиозной безопасности России, автор делает следующие выводы. Степень защищенности российского общества от угроз, возникающих в религиозной сфере, в большой степени зависит от принятой в государстве модели государственно-религиозных отношений. В настоящее время в России назрела необходимость наделения некоторых религиозных объединений статусом традиционных, что позволит успешно противостоять целому спектру угроз религиозной, а значит и национальной безопасности Российской Федерации. В статье рассматривается правовой механизм присвоения указанного статуса.

В статье выдвигается идея о том, что в настоящее время проблема религиозного экстремизма особенно актуальна для двух стран – стратегических партнеров по Таможенному и Евразийскому Союзу: России и Казахстана. В связи с этим особое значение приобретает постоянный мониторинг и совершенствование нормативно-правовой базы по борьбе с религиозным экстремизмом в указанных странах.

Авторы приводят краткий сравнительный правовой анализ законодательства, которое призвано обеспечить религиозную безопасность России и Казахстана. В частности, сравнительному исследованию подвергаются нормы, закрепляющие понятие религиозного экстремизма в российской и казахстанской правовых системах. Дается оценка слабых и сильных сторон соответствующего законодательства двух стран.

В статье обращается особое внимание на необходимость закрепления в российском и казахстанском законодательствах четкого определения понятия разжигания религиозной ненависти, розни или вражды, что позволит отличать такие противоправные деяния от добросовестной миссионерской и апологетической деятельности.

Aвтор в своей работе исследует конституционно-правовые основы религиозной безопасности России. В частности, подробному рассмотрению подвергается система источников права в сфере обеспечения религиозной безопасности, проводится анализ отдельных отраслевых норм. В результате автор приходит к выводу, что религиозную безопасность Российской Федерации необходимо рассматривать как обособленный комплексный правовой институт, что является несомненной новизной представленного исследования.

RELIGIOUS SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION AS A COMPLEX LEGAL INSTITUTE

The author in his work explores the constitutional and legal basis for religious security of Russia. In particular, he detailed maps the system of sources of law in the field of religious security, analyzes of individual norms. The author concludes that the religious security of the Russian Federation - is an isolated complex legal institution. This provision is that the novelty of the present study.

V 2012-2013 годах были внесены изменения в систему нормы уголовного и уголовно-процессуального права, затрагивающие вопросы религиозных отношений. Эти изменения условно можно разделить на две группы.

Первая группа изменений законодательства прямо обусловлена поиском новых путей правового регулирования сферы религиозной безопасности. Такие изменения касаются статьи 148 Уголовного кодекса РФ.

Вторая группа изменений законодательства обусловлена поиском новых путей правового регулирования иных социальных сфер. Однако, данные изменения повлияли и на систему норм обеспечения религиозной безопасности. Такие изменения внесены в статьи 239 Уголовного кодекса РФ и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Tермин «религиозная безопасность» еще прочно не вошел в юридический оборот. Определение религиозной безопасности России является темой отдельного исследования, но в целях данной статьи отметим, что под религиозной безопасностью Российской Федерации мы понимаем состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, рождающихся в религиозной сфере, необходимое для укрепления основ конституционного строя Российской Федерации.

Деятельность по обеспечению религиозной безопасности как важной части национальной безопасности от имени государства осуществляют органы государственной власти, обла­дающие необходимой компетенцией в области безопасности, а также силы национальной безо­пасности, отвечающие за те или иные аспекты обеспечения безопасности. Правовая регламентация их деятельности представляет собой сложнейшую задачу, т.к. такая деятельность основывается на огромном объеме взаимосвязанных и взаимопроникающих нормативных актов. Поэтому особенно важно рассмотреть специфику обеспечения религиозной безопасности специальными уполномоченными на это государственными органами.