Печать
Просмотров: 572

V

о время написания данной статьи я уже почти осознавал всю глубину трагедии, свидетелями которой мы сейчас являемся. К сожалению, свидетелями безмолвными. Это очередной эпизод разыгрывающейся грандиозной "по своему масштабу трагедии гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания". Любой человек, способный на самостоятельное мышление, знает, кому приписывают эту цитату. И совсем не важно, тот человек или кто-то другой на самом деле изложили эту мысль - геноцид моего народа разыгривается именно по этому сценарию. Представляемая короткая статья касается российского образования, которое держится из последних сил, пытаясь не перейти на западные рельсы. На рельсы того "образования", которе веками создавало в обществе кастовую систему, обслуживая интересы людоедской западной аристократической олигархии; "образования" которое уже сотни лет делит людей еще в младенческом возрасте на господ и их рабов, давая им соответствующие знания и навыки. Именно такое "образование" является одним из мощнейших инструментов уничтожения моего народа. Пролагал, что эту статью никогда не опубликуют, но Александр Сергеевич это сделал (хоть и на самых последних страницах), за что выражаю ему искреннюю признательность. Эта статья стала первой из тех, в строках которых я стал учиться отражать правду.

Процесс сближения российского общества и Русской православной церкви продолжается. Конечно, он у же не так ярко выражен, как это было в начале 90-х годов прошлого столетия, когда посещение православных храмов, в частности, для командно-управленческого слоя общества превратилось с настоящую моду. Но все же этот вектор общественного развития продолжается. Сейчас интеграция православия в жизнь российского государства приобрела характер стремительной горной реки, которая уже вышла на равнину, движение ее значительно замедлилось, разбежалось по множеству более мелких речек и ручейков (где-то образовались даже старицы), во многих местах скрылось под травами и лесами, но от это не стало менее живительным и сильным по отношению ко всему, что встречается на пути.

Один из этих живительных ручейков описанной реки стремиться проникнуть  на каменистую, в большинстве своем бесплодную, извергающую сероводород почву российской системы образования.

Если же перейти от образных сравнений к стилю более подходящему для статьи в научно сборнике, то нужно отметить, что одним из значительных событий последних лет стало введение в российских школах предмета «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Все больше епархий Русской православной церкви  участвуют в подготовке преподавателей для этой дисциплины, заключая соответствующие договоры о сотрудничестве с областными министерствами образования, при Департаментах образования создаются Координационные советы по преподаванию «Основ православной культуры», регулярно проводятся конференции и круглые столы, посвященные данной тематике.

Участники данного процесса констатируют, что наиболее острой  проблемой в современной России является падение нравственности в среде молодежи и подростков. В сложившейся ситуации действенной защитой молодежи от воздействия разлагающей среды должно стать преподавание «Основ православной культуры» не только в школах, но и в системе высших учебных заведений. 

На наш взгляд, данное направление должно стать в ближайшее время приоритетным. Многие руководители ВУЗов уже пришли к понима­нию того, что начинать путь к возрождению России необходимо, прежде всего, с воспитания молодежи - людей, в чьих руках скоро окажется будущее нашего государства. Все больше и больше людей понимает, что в основе социально-экономи­ческого кризиса лежит кризис духовный, выход из которого невозможен без преодоления духовного невежества, в котором пребывает основная масса российского населения. С учетом сложившихся условий, просто необходимо ввести в российских ВУЗах пре­подавание «Основ православной культуры».

Преподавание подобных дисциплин было бы, на наш взгляд, полезным для всех студентов. Но особенно необходимо сегодня преподавание «Основ православной культуры» для студентов юридических направлений и специальностей - будущих профессиональных юристов.

Пра­воохранительная система - это тот «стержень», на кото­рый опираются все составляющие любого здорово­го правового общества. Вспомним, что одной из при­чин гибели колыбели российской государственности - Византии было разложение системы правосудия, когда корысть стала нормой, и о справедливом суде не могло быть и речи.

Будущий юрист сегод­ня должен иметь представление о христианском взгляде на происхождение права как Закона, изна­чально вложенного в человеческую душу, иметь представление о том, что само пра­во было дано Богом человеку как своего рода вне­шние подпорки, не позволяющие окончательно рас­пасться поврежденному первородным грехом чело­веческому обществу. После грехопадения человек, раздираемый страстями, стал опасен и для себя, и для окружающих. И для того, чтобы общество не впало в окончательный хаос и не уничтожило само себя, воз­ник феномен права.

Студентам юристам необходимо дать детальное представление о взаимо­связи и взаимодополняющем характере церковного и светского права, о том месте, которое занимало церковное право в системе государственного зако­нодательства в те или иные периоды истории хрис­тианства, о соотношении церковного, позитивного и естественного права. Все это могло бы лечь в основу специального курса для студентов юридических факультетов различных учебных заведений.

Подобный курс может содержать историю церковно-государственного законодательства от времени рождения хрис­тианства в Римской империи до эпохи петровских преобразований в России и далее до начала XX столетия. Особое внимание предлагается уделить византийским пра­вовым памятникам, в которых наиболее полно был закреплен принцип симфонии духовной и светской властей, и которые послужили основой для российского права.

Детального рассмотрения заслуживает также  изучение внутренних правовых актов Русской Православной Церкви. Здесь акцент можно было бы сделать на ознакомлении с одним из центральных документов Русской православной церкви «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви».

Предполагаемый курс также должен давать возможность углубленного изучения имеющейся законодательной базы деятельности религиозных объединений в России, а в частности, Русской православной церкви. В настоящее время имеется целый пласт нормативных актов регламентирующих конституционно-правовое положение  Русской православной церкви в Российской Федерации. Примечательно в этом отношении высказывание ректора ПСТГУ прот. Владимира Воробьева, который отмечал: «Действующее законодательство позволяет очень многое делать из того, что нам бы хотелось осуществить, но по незнанию ли законов, по лености ли мы не используем те возможности, которые имеются. А если эти не используем, то нам и других не дадут. Ведь когда мы приходим и требуем изменить законы, нам отвечают: так вы и то, что есть не используете. Прежде всего, надо использовать возможности существующего законодательства на все 100%, тогда можно будет дальше двигаться».

Думается, что такой курс мог бы преподаваться не только для студентов светских ВУЗов, но и для студентов духовных учебных заведений.

Хочется особо отметить, что само по себе изучение дисциплин подобного рода способно оказать самое положительное влияние на нравственные качества будущего юриста, что представляется особенно важным. В преподавательской деятельности автора этих строк были случаи, когда студенты, стремящиеся получить юридическое образование, даже не скрывали того, что делали это для того, чтобы в своей будущей деятельности знать, как обойти Закон и злоупотребить им. В данной ситуации уяснение и усвоение евангельских принципов способно поднять на новый более высокий уровень, как духовность каждого студента в отдельности, так и духовную культуру всего государства в целом.

В заключение cчитаем нужным высказать мысль о том, что для светской системе образования чрезвычайно полезно было бы обратиться к опыту духовных учебных заведений Русской православной церкви. Эти учебные заведения имеют очень жестким отбором кандидатов на обучение, строгую дисциплину и являются полузакрытыми. Это обусловлено тем, что человек, прошедший пастерско-богословскую подготовку может стать не только врачом человеческих душ, но и принести обществу очень большой вред. В данном случае параллель можно провести с учебными заведениями, дающими высшее образование  в области юриспруденции. Кроме того, по нашему мнению, юридическое образование не должно даваться на коммерческой основе. Отсутствие коммерческой составляющей способствовало бы более качественному отбору среди абитуриентов.

Скачать статью в формате PDF

Загрузка ...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter