Печать
Просмотров: 2844

Cтатья посвящена теме взаимодействия Православной церкви с представителями других религий и конфессий. Автор подчеркивает, что проблема здесь заключена в мнении некоторых лиц, относящих себя к православию, согласно которому какие-либо контакты с окружающими вредны, так как сближение с миром представителей других конфессий может помешать духовному росту. В представленном исследовании автор делает вывод об ошибочности такого мнения и его несостоятельности с точки зрения православного богословия.

The article is devoted to the Orthodox communion with members of other faiths. The author says that the problem lies in the mind of the Orthodox, according to which any contact with others are harmful because the closer to the world of other faiths can preventspiritual growth. The author is a study that gives a look at this topic in a different way.


     Процесс демократизации всех институтов российского общества требует от Церкви максимальной открытости и гибкости во взаимоотношениях с представителями всех слоев российского общества. Поэтому, один из ключевых вопросов сегодняшнего дня является вопрос о том, на каких принципах Православная Церковь должна вести диалог с другими конфессиями. Данный вопрос становится для Церкви одним из ключевых, так как от ответа на него будет зависеть то, какое место в ближайшей перспективе будет занимать православие в обществе. Но ответ на данный вопрос часто неоднозначен. На настоящий момент Церковь не всегда готова к полноценному диалогу с другими конфесиями, что таит в себе опасность маргинализации Церкви и потере ее значимости в обществе.

Часто в среде православных можно слышать мнение, согласно которому какие-либо контакты с окружающими не обязательны или даже вредны, что сближение с миром и представителями других конфессий может только помешать духовному росту, отклонить верующих от правильного пути. Данная концепция опирается, в частности, на свидетельство Христа «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Ин.17.21) на упование, что Церковь Христова будет пребывать вечно и ничто не сможет ее погубить, поэтому православный человек не должен заботиться не о чем внешнем, его задача все силы полагать в работе над собой, полностью отрешившись от окружающего его греховного мира. Но абсолютно ли верна данная точка зрения, насколько она коррелирует с практикой древней Христовой Церкви, в частности, с деятельностью св. апостолов, с духом и смыслом Священного писания, с основами канонического права Церкви?

Безусловно указанная точка зрения справедлива для части христиан: для монашествующих, в частности, принявших на себя подвиг затворничества, но, если внимательно присмотреться, то мы обнаружим, что и такие подвижники никогда не противопоставляли себя окружающему миру, так как задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Церковь во все времена не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать об истине тем, кто вне Ее. Св. апостол Павел явился эталоном верного отношения христиан с внешними, именно он поставил вопрос о том, "… как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?" (Рим. 10.14). Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, "мы соработники у Бога" (1 Кор. 3.9).

Вместе с тем свидетельство не может быть монологом – оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, и не только "отверстые уши", но и "расширенное сердце" (2 Кор. 6.11). Здесь вполне уместным будет вспомнить евангельское повествование о плевелах, когда Господь запрещает уничтожать плевелы, та как с ними можно вырвать и саму пшеницу. По этому поводу можно сказать, что нам известна масса случаев, когда в Православие люди приходили через чтение литературы, которую распространяли именно инославные. Особенно это было распространено в 90-е годы прошлого века, когда люди почувствовав духовный голод, потянулись к Богу. Тогда Православная Церковь была просто не в состоянии обеспечить население литературой и люди читали все подряд. Многие тогда пришли через литературу инославных в Православную Церковь, многие остались в среде инославных – не все были способны вместить православие, у этих людей свой путь, по которому они искренне идут в надежде обрести Бога.

Еще один важнейший канонический принцип отношения Православной Церкви с другими конфессиями мы усматриваем в евангельском повествование о человеке, который, не будучи одним из апостолов, изгонял бесов именем Христовым. О нем Господь сказал Своим ученикам: «Не запрещайте; ибо, кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9. 49-50).

Здесь же хочется отметить исследование иерея Владимиар Горидовца, который исследовав историю отношения Церкви с инославием обнаружил своеобразный парадокс, согласно которому даже явный «…раскол остается соединенным с Церковью в благодати таинств, это обращается в осуждение, раз иссякает любовь и соборная взаимность. Таинства схизматиков значимы, то есть подлинно суть таинства. Но эти таинства недейственны в силу самого раскола или отделения. Ибо в расколе и разделении иссякает любовь, но вне любви спасение невозможно. В расколах еще дышит Дух Святой и освящающий. Но в упорстве и немощи схизмы исцеление не исполняется. Как же продолжается действие Духа за канонической оградой Церкви? Как значимы таинства вне общения? Похищенные таинства, таинства в руках похитителей. Однако любовь Божия перекрывает и превозмогает нелюбовь человеческую. И в самих расколах (и даже у еретиков) Церковь продолжает творить свое спасающее и освящающее действие. В схизмах продолжает действовать Церковь. "Значимость" таинств у схизматиков есть таинственный залог их возвращения в кафолическую полноту и единство».

Таким образом, православные верующие и иерархи не могут гнушаться контактами с представителями иных конфессий, так как никто не может судить о степени причастности Истине того или иного человека, ведь, как известно, первым в Царствие Божее вошел разбойник. Задачей Православия всегда была и есть проповедь и максимальное взаимодействие со всеми конфессиями, чтобы исполнились слова Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Кормчая (Номоканон). СПб., 1998 г.). Отступление от этой задачи, а значит и от принципов Доморсторительства Божия грозит Церкви многими бедствиями.

Материал опубликован в: «Галанинские чтения - 2008»: сборник материалов II региональной научно-практической конференции. Тюмень: КоЛеСо, 2008. – С. 98 – 99.

Ниже приведены фотографии с беседы по вопросам религиозной безопасности, которую автор проводил для муфтиев летом 2013 года:

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter