Печать
Просмотров: 4241

Статья посвящена важности и актуальности преподавания в вузах основ религиозной безопасности. Автор отмечает тот факт, что религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов, а также способствует формированию нравственных ценностей. В заключение автор отмечает, что данный курс читается в Институте государства и права ТюмГУ с 2005 года и предполагает углубленное изучение не только государственной законодательной базы в этой области, но и законодательства религиозных объединений.

The article is devoted to the importance and relevance of teaching in schools of religiousfoundations of security. The author notes that the religious factor has an impact on the development of many social processes, and also promotes the formation of moral values. The author adds that this course is read at the Institute of Law, Economics andManagement from TSU in 2005 and involves an in-depth study of the legal framework of religious associations.


Религия в жизни современного общества занимает одно из важнейших мест. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании людей.

Статья 14 Конституции Российской Федерации определяет, что «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Однако фактически влияние религии на жизнь российского общества, в том числе на правовое сознание людей, чрезвычайно велико. Религиозные объединения и входящие в них граждане вовсе не отделены от российского общества, а являются полноправными его частями. Кроме того, каждый гражданин, как правило, имеет какую-либо личную позицию в вопросах духовной жизни, а также те или иные религиозные предпочтения.

В настоящее время во всем мире и на территории России, в частности, распространено большое число различных религий, которые зачастую значительно отличаются друг от друга по своему влиянию на общество. Сегодня трудно найти сферу общественной жизни, где бы это влияние не ощущалось.

На территории нашей страны в данный момент самыми массовыми и распространенными являются религии, которые принято считать традиционными для России - это православие, ислам, иудаизм и буддизм. Но кроме указанных традиционных религий на территории Российской Федерации действует большое количество деструктивных религиозных объединений (также их принято называть тоталитарными сектами), получивших массовое распространение в постсоветские годы, а также крайнее течение ислама - ваххабизм. Достаточно большое распространение получили культы, открыто поклоняющиеся злу (церковь сатаны и примыкающие к ней религиозные сообщества), что имеет негативное значение для обеспечения религиозной и национальной безопасности Российской Федерации. Многие из этих объединений активно насаждаются в России из-за рубежа и являются фактором, существенно дестабилизирующим российское общество.

В данной ситуации очевидным является то, что Российское государство, заботясь о своей жизнеспособности и безопасности, должно сформировать эффективную политику в области государственно-конфессиональных отношений, составной частью которой должно стать противодействие деятельности религиозных объединений деструктивной направленности.

Во многих нормативно-правовых актах Российской Федерации подчеркивается значимость религиозной безопасности. Среди них можно выделить Концепцию национальной безопасности Российской Федерации [1], в которой обращается внимание на необходимость нейтрализации «религиозного экстремизма», указывается на проблему снижения «духовно-нравственного потенциала общества», говорится об «экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию». В документе отмечено, что «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения … противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».

Военная доктрина Российской Федерации [2] обращает внимание на религиозный экстремизм, на противоправную деятельность религиозных движений, организаций и структур, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [3] указываются наиболее опасные угрозы и вызовы информационной безопасности в духовной сфере, в частности: «возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект». В числе основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни в данном документе указываются: «выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу… формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышение их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни».

Среди документов, подчеркивающих значение обеспечения религиозной безопасности общества, также необходимо отметить обращение Государственной Думы Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 года [4]. В данном документе предлагается «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной». Указанный документ содержит также предложение ряда мероприятий, призванных обеспечить религиозную безопасность Российской Федерации. В частности, предложение «… ввести в программы обучения в общеобразовательных учреждениях факультативные курсы лекций о деятельности некоторых религиозных организаций и профилактике их воздействия на здоровье общества, семьи, граждан России», а также распространять «…в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о деятельности деструктивных религиозных организаций…».

Можно полностью согласиться с тем, что религиозная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности не только Российской Федерации, но и любого другого современного государства. Безусловно поддерживая изложенные выше предложения депутатов Государственной Думы, мы считаем, что указанные меры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации должны стать одними из приоритетных. В частности, специальные курсы по изучению религиозных объединений  должны читаться не только для учащихся общеобразовательных учреждениях, но и для студентов государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования, при этом, для последних подобные курсы должны входить в число обязательных.

Одним из таких курсов стал подготовленный нами специальный курс «Конституционно-правовое положение религиозных объединений в Российской Федерации», который предназначен для студентов юридических специальностей. Кроме того, этот курс может читаться для повышения квалификации юристов практиков, сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих. Именно им в своей повседневной работе часто приходится сталкиваться с результатами деятельности религиозных объединений, в частности, деструктивной направленности, к чему их, несомненно, необходимо готовить специально. Данный специальный курс читается в Институте государства и права ТюмГУ с сентября 2005 года и предполагает углубленное изучение имеющейся законодательной базы деятельности религиозных объединений, внутренних установлений некоторых религиозных объединений, а также практики их деятельности на территории России. Без этих знаний, часто, практически невозможно принять адекватное решение в спорной ситуации, участником которой является то или иное религиозное объединение или отдельный его представитель.

При этом в рамках указанного курса изучается деятельность не только тоталитарных сект, но и традиционных для России религиозных объединений, в частности, Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Традиционные для России религии необходимо рассматривать как один из естественных факторов, способных обеспечить религиозную безопасность нашего государства. Так, Русская Православная Церковь прилагает все усилия по противодействию деятельности тоталитарных религиозных объединений, действующих в России.

В заключение необходимо отметить, что изучение традиционных для России религиозных объединений способно оказать самое положительное влияние на нравственные качества, как студентов, так и сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих.

В частности, Русская Православная Церковь выдвигает самые высокие требования к каждой личности и создает необходимые условия для ее гармоничного духовного и нравственного развития. Православие воспитывает в людях такие качества, как любовь к ближнему, милосердие, жертвенность, без которых невозможно достижение цели христианской жизни - Царствия Божия. Православный человек устраивает свою жизнь по заповеди Бога: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Соответственно, гражданин, воспитанный православием, будет безукоризненно соблюдать законы государства и нормы нравственности, причем делать это он станет не из страха перед наказанием со стороны государственной власти, а побуждаемый своей совестью и духовным долгом христианина.

 Материал опубликован в: Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России (VI I Рождественские образовательные чтения): Материалы всероссийской научно-практической конференции (5–6 февраля). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. – С. 506 – 510.

Список нормативно-правовых актов:


 

1. Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №   Ст. 170.

2. Указ Президента РФ от 21.04.2000 N 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 1852.

3. Российская газета. № 187. 28.09.2000.

4. Постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 № 918-II ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 52.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter