Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В данной статье автор рассказывает о своем опыте преподавания факультативного курса «Христианство и право» в Тюменском государственном университете. В статье подчеркивается, что путь возрождения России пролегает через воспитание молодежи в духе уважения к традиционным духовным ценностям. Также в статье приведена рабочая программа данного факультативного курса.

As the title implies the article describes the author's experience of teaching the special course named "Christianity and the law" in Tyumen State University. Attention is drawn to the opinion, that the Russian's revival goes through the teaching the young to respect traditions. Work programof theelective course is also given.

Вот уже более десятка лет назад прекратил свое существование Советский Союз. Многое изменилось с тех лет. Конечно же, страна погрузилась в кризис, который охватил все без исключения стороны жизни нашего общества. Нашей стране еще очень далеко до выхода из него, но некоторая положительная динамика все же заметна. Одним из признаков начавшегося выхода из сложившейся ситуации можно без сомнения считать все возрастающий интерес населения к культурным корням российской цивилизации – к христианству, а точнее – к православию. У людей опять появилась возможность получать духовное образование, что было не мыслимо в условиях советского общества. Возрождаются воскресные школы, духовные семинарии, возникают такие новые формы православного воспитания - православные гимназии. Православие все более и более открывается во всей своей красоте и величии пред всеми слоями нашего общества. Не остались без внимания в этой связи и студенты высших учебных заведений.

Многие руководители ВУЗов пришли к пониманию того, что начинать путь к возрождению России необходимо, прежде всего, с воспитания молодежи, людей, в чьих руках в ближайшее время окажется будущее нашего государства. Все больше и больше людей понимает, что в основе государственного кризиса лежит кризис духовный, выход из которого не возможен без преодоления духовного невежества, в которое погрузилось наше общество за годы советской власти. В сложившихся условиях в ВУЗах нашей страны просто необходимо ввести преподавание основ христианского мировоззрения. Опытом подобного рода деятельности располагает Тюменский Государственный Университет, где вот уже второй год преподается в Институте государства и права дисциплина «Христианство и право».

На мой взгляд, преподавание подобных дисциплин в ВУЗах данного профиля особенно важно. Правоохранительная система – это тот «цемент» которым скреплены все составляющие любого здорового правового общества. Вспомним, что одной из причин гибели колыбели российской государственности – Византии, было разложение системы правосудия, когда корысть стала нормой и о справедливом правосудии не могло быть и речи. Будущий юрист сегодня должен иметь представление о христианском взгляде на происхождение права - как закона, изначально вложенного в человеческую душу. Само право было дано Богом человеку, как своего рода внешние подпорки, не позволяющиеся окончательно развалится, поврежденному первородным грехом человеческому обществу. После грехопадение человек, раздираемый страстями, стал опасен для самого себя. И для того, чтобы общество не впало в окончательный хаос и не уничтожило само себя, возник институт права.

Курс предполагает изучение церковно-государственного законодательства от времени рождения христианства в Римской Империи до Российского церковно-государственного законодательства.

Особое внимание уделяется византийскому законодательству, в котором наибольшим образом была реализована идея симфонии властей, и которое послужило эталоном для законодательства российского.

При разработке курса была сделана попытка дать студентам наиболее полное представление о взаимосвязи и взаимодополнении церковного и светского права. О том месте, которое занимало церковное право в системе государственного законодательства на протяжении всей истории христианства.

В рамках данного курса невозможно было не затронуть и такую актуальную тему, как особенности правового положения новых религиозных движений в современной России.

Ниже вашему вниманию предлагается рабочая учебная программа факультативного курса «Христианство и право».

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Цель преподавания дисциплины – знакомство студентов с теорией возникновения права с точки зрения христианского богословия и антропологии; рассмотрение становления церковно-государственного законодательства Византии, Киевской Руси и Московского государства; изучение проблемы взаимного проникновения светского и церковного права; знакомство с основами современного российского законодательства в области взаимодействия Церкви и государства, а также с правовыми основами деятельности новых религиозных движений.

1.2 Задачи изучения дисциплины:

а) рассмотрение актуальности изучения данной дисциплины в современных условиях, изучение церковно-государственного законодательства для адекватного понимания истории российского права;

б) формирование адекватного понимания богословских предпосылок церковно-государственного законодательства и изучение основных источников;

в) создание условий для осмысления Основ социальной концепции Русской православной Церкви в свете проблем становления правового общества;

г) формирование объективного отношения к проблеме правовых основ деятельности новых религиозных движений.

1.3 Содержание дисциплины

Раздел 1. Христианство и светское право

Тема 1. Основные богословские положения

Возникновение права как результат грехопадения первых людей. Необходимость правовой системы с точки зрения христианства. Владимир Соловьев о назначении светского права. Искупление преступления. Общество как организм. Священное Предание и Писание как важнейшие источники церковного и светского права.

Тема 2. Понимание преступления в Ветхом Завете

Соотношения понятий преступления и греха. Личный грех каждого человека как угроза здоровью всего общества. Право как следствие деградации человека и общества.

Тема 3. Соотношение христианского и светского права

Понятие церковного и светского права. Грань, разделяющая христианское и светское право. Надсоциальность христианского права.

Тема 4. Христианство и права человека

Библейское учение о человеке. Свобода человека как важный принцип христианской антропологии. Права человека и идея служения в христианском правосознании. Христианское учение о падшей человеческой природе и естественное право. Несостоятельность позитивного права с точки зрения христианской этики.

Раздел 2. Обзор истории церковно-государственного законодательства

Тема 5. Христианство в Римской империи до Константина Великого

 Религиозная жизнь в Римской империи как часть публичного права. Отношения Церкви и Римской империи: от безразличия до гонений.Три периода гонений на христиан в первые века:

1. В течение всего I века христиане подвергаются гонениям вследствие личных побуждений со стороны императоров, а не в результате прави­тельственной политики. Гонения Нерона.

2. В начале II века гонения на христиан приобретают характер правитель­ственной политики. Рескрипт императора Траяна.

3. С середины III века гонения принимают более напряженный и ожесто­ченный характер. Христианство преследуется как враждебная империи секта с целью совершенного искоренения его. Эдикты императора Диоклетиана.

Распространение христианства.

Тема 6. Миланский эдикт; христианизация Римской Империи

Правление св. Константина. Миланский эдикт как пример принципиального изменения традиционных юридических форм. Законы Константина Великого.

Тема 7. Законодательство византийских императоров

Кодекс Феодосия (438 г.).

Кодекс императора Юстиниана. Новеллы императора Юстиниана. Правовое положение Церкви при императоре Юстиниане. Развитие христианских благотворительных учреждений. Правовое положение рабов. Брачное право: установление императором Львом Философом церковного венчания в качестве юридического условия заключения брака.

Сборник гражданских законов патриарха Иоанна Схоластика (565-577 гг.).

Императоры-иконоборцы. Эклога.

Императоры македонской династии. Патриарх Фотий. Василики. Эпанагога. Учение о власти императора и патриарха. Прохирон императора Льва VI.

Номоканон патриарха Фотия. Канонические труды Иоанна Зонары. Феодор Вальсамон и его толкование Номоканона. Синтагма Матфея Властаря. Шестикнижие и Эпитома Константина Арменопула.

Тема 8. Влияние Византии на церковно-гражданское законодательство Древней Руси

Номоканон Фотия. Устав св. Владимира. Отличие устава св. Владимира от византийского Номоканона.

Устав Ярослава Мудрого. Связь устава Ярослава Мудрого с Эклогой и Прохироном. Различие понятий греха и преступления в уставе Ярослава Мудрого.

Особенности церковно-гражданского законодательства в период раздробленности Киевской Руси. Русская правда. Кормчая книга, ее история и значение для российского церковно-государственного законодательства.

Тема 9. Церковно-гражданское законодательство Московской Руси

Судебники царей Иоанна III и Иоанна IV. Земские соборы. Стоглавый собор 1551 г. Соборное уложение 1649 г. Идея Третьего Рима.

Тема 10. Российское законодательство петровской эпохи до учреждения Священного Синода

Петровские реформы. Деятельность Феофана Прокоповича. Упразднение патриаршества. Монастырский Приказ. Духовный регламент Феофана Прокоповича. Учреждение Священного Синода. Артикул воинский.

Раздел 3. Новые религиозные движения (НРД)

Тема 11. Классификация тоталитарных сект

Обзор литературы по сектоведению. Структура тоталитарных сект. Особенности происхождения современных тоталитарных сект.

Тема 12. Принципы и методы деятельности тоталитарных сект

Четыре основных признака тоталитарных сект. Измененная система ценностей. Особенности психологического воздействия сект на человека.

Тема 13. "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" (мормоны)

Личность основателя секты Джозефа Смита. "Книга Мормона". Структура секты. Учение Мормонов.

Тема 14. "Общество Сторожевой башни" - "Свидетели Иеговы"

Учение "Свидетелей Иеговы". История секты. Учение о Втором пришествии.

Тема 15. Сайентология

Учение Сайентологов. Личность основателя секты Рональда Хаббарда. Особенности психологического воздействия секты на адептов. Преступная деятельность секты. "Дианетика". Сайентология в России.

Тема 16. "Общество сознания Кришны"

Кришнаизм и традиционный индуизм. История секты. История появления кришнаитов в СССР. Методы работы секты. "Гурукулы". Учение секты.

Тема 17. "Трансцендентальная медитация"

История возникновения секты. Учение секты. Методы работы.

Тема  Тема 18. "Богородичный центр"

Личность основателя секты Вениамина Яковлевича Янкельмана (Береславского). Учение секты. Структура секты. Отношение сектантов к своим родителям.

Тема 19. "Белое братство"

История возникновения секты. Учение секты. Методы работы (массовые психозы).

Тема 20. Виссарион

Личность основателя секты Сергея Анатольевича Торопа. Требования, предъявляемые к адептам. Отношение секты к Св. Писанию. Суицидальные тенденции в среде адептов.

Тема 21. Порфирий Иванов и секта "ивановцев"

Личность основателя секты. История возникновения секты. Учение секты. Что стоит за пропагандой здорового образа жизни.

Материал опубликован в: Православная молодежь и современность: Сборник материалов II съезда ММОД «Сибирь Молодая православная. –Тюмень, 2003. – С. 42 – 62.

Литература

1. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород: Изд-во братства во имя святого великого князя Александра Невского, 2002.

2. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии IV – VIII вв. – Л., 1978.

3. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии 9-11 веков: Ист.- юрид. этюды. – Л., 1981.

4. Медведев И.П. Правовая культура Византийкой империи. – СПб., 2001.

5. Николин Алексей, священник. Церковь и государство. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997.

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. –Тюмень: Храм святого праведного Симеона Богоприимца, 2000.

7. Павлов А.С. Курс церковного права. – [2-е изд.] – СПб., 2002.

8. Российское законодательство Х – ХХ веков: [Тексты и коммент.]: В 9т. / Под ред. О.И. Чистякова. – Т.1-5. – М., 1984-1987.

9. Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. – Клин, 2002.

10. Щапов Я.Н. Византиское и южнославянское правовое наследие на Руси в ХI – ХIII вв. – М., 1978. 

11. Эклога / Пер., вступ. ст. и коммент. Е.Э. Липшиц. – М., 1965.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter