Статья посвящена такой проблеме, стоящей перед современным обществом, как эффективная борьба с наркотиками и наркоманией. В частности, рассматривается роль Русской православной церкви в данном процессе. Автор статьи отмечает тот факт, что прежде всего наркомания - это распространенное явление в среде молодежи. Проводится анализ элементов современной поп-культуры, которые могут содержать в себе пропаганду данного общественного порока - фильмы, тексты песен, литература и прочее.

The article deals with the problem of drug addiction society. In particular, examines the role of the Russian Orthodox Church in this issue. The author notes the fact that first of alldrug use - a common phenomenon among young people and gives an example of what may be the promotion of this way of life - movies, lyrics, literature and more.


      Нет нужды еще раз говорить об опасности наркомании, о ее пагубности и разрушающем действии на наше общество – слишком много говорилось и писалось на этот счет за последние годы. В рамках этого доклада хотелось бы акцентировать внимание на духовной стороне проблемы. Основная причина бегства многих наших сограждан в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Это проявление духовной болезни всего общества, расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Наркомания есть следующий неизбежный шаг в рамках уже давно укоренившейся в нашем обществе идеи о том, что смысл жизни заключается только в непрерывном потреблении материальных благ.

В сложившейся ситуации Русская Православная Церковь не остается в стороне. Относясь с пастырским состраданием к жертвам пьянства и наркомании, она предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации посредством сознательного вовлечения страждущих в евхаристическую и приходскую жизнь.

Эти основные положения социального служения Церкви нашли свое отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»,утвержденных Архиерейским собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000г. Особое внимание было уделено проблеме распространения наркотиков среди молодежи: «Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование особенно в молодежных кругах особой «наркотической» псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков в качестве «нормального» и даже непременного атрибута общения»[1].

Врачи наркологи констатируют тот факт, что среди молодых наркоманов много тех, кто приобщился к наркотикам под влиянием СМИ и неформального общественного мнения. Современная массовая культура через журналы и радио провоцирует употребление наркотиков. Существуют определенные сайты в Интернете, где можно узнать, как правильно приготовить наркотик к употреблению, когда и какие собирать галлюциногенные грибы и вообще как культурно потреблять наркотики – это прямая пропаганда наркотиков.

Сюда же можно отнести тексты песен некоторых популярных музыкальных групп. Это некая поэтическая традиция, своего рода балансирование на краю бытия, на границе между двумя реальностями – нашего мира и потустороннего. Такая и подобная ей музыка – сильнейшее средство приобщения молодежи к этой новой культуре, неотъемлемой частью которой являются наркотики. В советское время подобная поэзия не транслировалась так широко. Но теперь эта культура направленно отбирается и превращается в массовую.

За последние годы имя американского философа и писателя Карлоса Кастанеды стало довольно популярным. Герой его книги «Учения дона Хуана: путь знания индейцев яки», студент Калифорнийского университета, становится учеником индейца по имени Хуан, который открывает ему тайны мистического знания. Средством к этому являются те или иные экзотические наркотики, принимая которые под руководством учителя, герой приобщается к «необычной реальности», открывающей ему глубинную суть явлений[2]. Здесь отчетливо видна попытка подкрепить в людях интерес к наркотикам философскими рассуждениями, выдавая их за средство приобщения к некоему сокровенному знанию.

Здесь же необходимо отметить и тот факт, что наркотики активно распространяются среди адептов сект сатанинской и тантрической направленности. Для таких религиозных объединений торговля наркотиками является одним из основных источников финансирования. В этой области государство должно выработать сбалансированную уголовную политику по противодействию деятельности таких религиозных групп и организаций. Мы считаем, что распространение наркотиков среди последователей того или иного религиозного объединения представляет повышенную общественную опасность.

Одним из наиболее мощных средств популяризации наркотиков является видеопродукция. Множество видеофильмов может служить тому примером. Так, например, самой настоящей продуманной пропагандой наркотиков является известный фильм «Криминальное чтиво». Режиссура, актеры, музыка - все подобранно очень искусно, благодаря чему это дьявольское зелье беспрепятственно проникает во все самые потаенные уголки души подростка.

Многие антинаркотические телепередачи скорее провоцируют интерес к наркотикам, чем отвращают от них. По сути, у молодежи в таких условиях не остается свободы выбора.

В этих условиях становится необходимой избирательная, целенаправленная цензура, которая отсекала и вытесняла бы то, что может действовать на общество разрушительно. Начинать надо со СМИ. Необходима также цензура информации в Интернете, призванная отслеживать и блокировать всю неприемлемую информацию.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день Русская Православная Церковь накопила достаточно большой опыт по реабилитации жертв наркомании. По всей России функционируют множество православных центров реабилитации. Эта деятельность приносит реальные плоды и, безусловно, должна получать государственную поддержку. В этом плане, особую актуальность приобретает присвоение статуса традиционных некоторым конфессиям, в частности Русской Православной Церкви,  что позволило бы более успешно решать проблемы, связанные с деятельностью новых религиозных и псевдорелигиозных движений экстремистской и деструктивной направленности, представляющих опасность для общества и государства, а также наиболее полно использовать потенциал Церкви в борьбе с наркоманией.

         Материал опубликован в: Уголовная политика Российской Федерации в сфере противодействия наркотизации общества. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. –  С. 257 – 259.


[1]Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Тюмень, 2000. С. 45.

[2] Кастанеда К. Дверь в иные миры. СПб., 1991.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter