Печать
Просмотров: 4221

В предлагаемой статье автором рассматривается проблема выделения некоторых религиозных сообществ в отдельную юридическую категорию. В частности, автором исследуется возможность придания статуса традиционной религиозной организации Русской православной церкви (Московский патриархат).

In the present article the author considers the problem of realization of the constitutionalright to freedom of conscience in a separate legal category of religious communities. In particular, the author examines the role of the Russian Orthodox Church on this issue.Also in the article, the author cites the views of reputable scientists.


            Исследуя роль, которую играет Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) (Далее РПЦ МП) в реализации конституционного права на свободу совести, нельзя обойти вниманием активно обсуждающуюся в последние годы в российском обществе идею выделения в отдельную юридическую категорию религиозных сообществ, неразрывно связанных с культурой, традициями и государственностью России. Необходимо признать, что это очень дискуссионная многоаспектная проблема, требующая тщательного исследования, и в настоящий момент  она не имеет очевидного юридического решения.

Однако, по мнению кандидата юридических наук, ответственного секретаря Историко-правовой комиссии РПЦ МП И. А. Куницына, сама жизнь сегодня требует выделения традиционных религиозных сообществ, в частности РПЦ, в отдельную категорию, что влечет необходимость разработки соответствующего правового механизма такого выделения, работающего не только на федеральном, но и на региональном уровне. Аналогичной позиции придерживается кандидат философских наук, Председатель «Собора православной интеллигенции» А.А. Швечиков. По мнению последнего, государство должно в ближайшее время разработать и осуществлять взвешенную, стратегически и тактически осмысленную религиозную политику и, в частности, ссылается на определение Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., согласно которому необходимо возвратить РПЦ МП «первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей… как великой исторической силе, создавшей Государство Российское» [2; 13].

По мнению некоторых исследователей, традиционные религиозные сообщества, во многом благодаря которым произошло становление нашего общества, являются проводниками фундаментальных нравственных принципов, без которых невозможно человеческое бытие. Не дожидаясь правового содействия, на протяжении последнего с лишним десятилетия они возрождают традиции своего общественного служения. Становится очевидной общность их задач в социальной и культурно-просветительской сферах с задачами современного российского государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации государством социальным. Имеется реальная возможность включить их духовный и социальный потенциал в процесс государственного строительства [1; 11]. Последнее, разумеется, невозможно без предоставления традиционным религиозным сообществам дополнительных прав в соответствующих сферах [3].

По мнению И. А. Куницына, в Конституции Российской Федерации речь идет не о равноправии религиозных объединений. Разница между равенством перед законом и равноправием очень существенна. Равноправие - это наделение равным объемом прав и обязанностей по сравнению с другими субъектами, в то время как равенство перед законом, о чем идет речь в Конституции, означает равенство требований закона ко всем религиозным объединениям, независимо от религиозной принадлежности. Следовательно, установление нормами права расширенной правосубъектности традиционных религиозных сообществ не противоречит конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом. Государство, как институт, призванный представлять интересы всех граждан и обеспечивать реализацию естественного права человека на свободу совести, при взаимодействии с религиозными объединениями должно учитывать их фактическое неравенство, неодинаковую степень интеграции различных религиозных норм в культуру, а также различные последствия их влияния на дальнейшее национальное развитие страны, путем предоставления традиционным религиозным сообществам некоторых преимущественных прав.

Мировой опыт показывает, что в демократических правовых государствах национальные традиции находятся под особым покровительством государства. В ФРГ религиозные организации публичного права в отличие от других имеют расширенную правосубъектность, позволяющую им сотрудничать с государством во многих сферах. В Бельгии, несмотря на признание равенства между всеми религиями, в социальной сфере ряд конфессий пользуется особым статусом и дополнительными правами. В Болгарии, Литве и Ирландии в законе прямо указывается на конфессии, обладающие исключительными правами. Такие же права, включая и налоговые льготы, предоставлены Католической церкви в Италии и Испании. В Великобритании Англиканская церковь наделена особым статусом благотворительной организации. Во Франции и США государство официально сотрудничает далеко не со всеми религиозными обществами.

По нашему мнению, международный опыт выстраивания церковно-государственных отношений  вполне может быть применим и к российской действительности. В Российской Федерации уже давно назрела необходимость, а так же сформировались необходимые условия наделения статусом традиционных некоторых религиозных конфессий, в первую очередь, РПЦ ПМ, что, безусловно, способствовало бы решению многих социальных проблем, стоящих перед российским обществом.

Материал опубликован в: Традиция. Духовность. Правосознание: Материалы всероссийской научной конференции (12-13 мая 2006 г.) / Под общ. ред. А.И. Числова, С.А. Шестакова. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2006. – С. 139 – 140.

 

Список источников и литературы:


 

1. Авакьян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Сер. 11: Право. 1999. № 1. С. 11.

2. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. - М.: Издательство Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. с.13.

3. Подробнее см. в статье Кузнецова М.Н. и Понкина И.В.: Конституционно-правовое обоснование непротиворечия выделения традиционных религиозных организаций части 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации // Государство и традиционные религиозные организации в сфере образования. Конституционно-правовой аспект: Сб. ст. / Отв. ред. М.Н. Кузнецов. - М., 2002. С. 9-28.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter