Печать
Просмотров: 2995

В данной статье автор подчеркивает опасность нравственной и духовной деградации молодежи. На пути  реформирования образования автор предлагает в качестве надежного сотрудника Русскую православную церковь. Так же в статье подчеркивается, что вся необходимая нормативно-правовая база для такого сотрудничества в России уже существует и реально действует.

    The paper deals with the education of the young. It is especially noted that the danger of moralandspiritual degradation exists. The Russian Orthodox Church is proposed like a good employee of educational reforms. It is also shown, that the needed basis for such cooperation between the Church and the government in Russia exists and operates.

    Наиболее острой проблемой стоящей перед современной Россией является нравственная и духовная деградация молодежи. В частности, это касается и такой категории как студенты высших профессиональных учебных заведений. Вопросам духовно-нравственного воспитания и образования студенческой молодежи отводится неоправданно малое внимание. После распада Советского Союза продуманная система духовно-нравственного воспитания практически прекратила свое существование. И это, по нашему мнению, закономерный процесс, так как, прежде всего, перестал существовать идеологический фундамент советской системы воспитания, что повлекло за собой разрушение всего здания. Первостепенной задачей стоящей перед российской системой воспитания и образования в условиях реформы становится поиск мировоззренческой основы, на которой эта система будет строиться.

В связи с этим все большее количество исследователей видят одним из союзников в процессе реформирования высшего образования Русскую Православную Церковь [3; 45].

В последние годы все более заметным становится процесс взаимодействия русской Православной Церкви и Российского государства. Участники начавшегося диалога между Церковью и государственными структурами констатируют, что в сложившейся ситуации действенной защитой молодежи от воздействия разлагающей среды может стать продуманная организация духовно-нравственного воспитания и образования в системе средних специальных и высших учебных заведений.

На наш взгляд, данное направление должно стать в ближайшее время приоритетным. Очевидно, что именно в юношеском возрасте, когда складываются определенные мировоззренческие установки, не мо­жет быть бесполезен для воспитания опыт «традиционных рели­гий», доказавших за свою многовековую историю приверженность веч­ным ценностям, желание и способность воспитывать в человеке его лучшие стороны.

Существует ошибочное мнение о том, что наше законода­тельство препятствует осуществлению полноценного духов­но-нравственного воспитания молодежи. Это не соответству­ет действительности. Наоборот, действующее российские законодательство — Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» — позволяют реализовать современную систему духовно-нравствен­ного образования (обучения, воспитания и развития), отве­чающую всем, даже самым строгим и взыскательным тре­бованиям, не противоречащую национальным и конфессиональным реалиям [2; 15].

          Российская Федерация как демократическое правовое и соци­альное государство не вправе не учитывать интересы, права и свободы своих граждан, тем более подавляющего большинства из них, и не только из числа православно верующих, но также и му­сульман, иудеев, буддистов. Оно обязано обеспечить преподава­ние в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебных предметов по религиозному просвещению в соответствии с целым рядом международно-правовых документов, в частности, в соответствии с п. 4 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, что, в свою очередь, соответствует положению, закрепленному в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 года провозглашающему примат, или верховенство, принципов и норм международных до­говоров над нормами законов Российской Федерации [1; 121].

Работа по устранению в нашем обществе религиозного невежества уже ведется и уже можно говорить об определенных достижениях. В частности, в светских ВУЗах открываются Кафедры теологии. Направление «Теология» и стандарт бакалавра были утверждены и начали действовать еще в 1994 году, магистратура была введена в 2000 году. А 28 января 2002 г. Министерством образования был утвержден образовательный стандарт по специальности «Теология». В работе Кафедр теологии активнейшее участие принимают специалисты Русской Православной Церкви.

Необходимо отметить, что данный стандарт - поликонфессиональный, но охватывает, конечно, не все религии, а, со ссылкой на преамбулу Закона о свободе совести, православие, ислам, буддизм и иудаизм. Таким образом, впервые на законодательном уровне зафиксировано замещение «христианства» «православием» в списке «традиционных религий».

Все больше епархий Русской Православной Церкви  заключают договоры о сотрудничестве с областными органами образования, при Департаментах образования создаются Координационные советы по религиозному просвещению в светских ВУЗах.

          В заключение хочется отметить, что проблем в этой области еще очень много. Академик Российской академии образования В. С. Леднев отмечает, что до сих пор отсутствует полноценная система подготовки и повышения педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания, практически не ведется организованная подготовка кадров высшей научной квалификации соответствующего профиля [2; 13]. Надеемся, что процесс реформирования высшего профессионального образования коснется и проблем духовно-нравственного воспитания и образования, тем более что вся необходимая нормативно-правовая база уже существует и реально действует.

      Материал опубликован в: Модернизация образования в условиях глобализации: Материалы круглого стола «Проблемы норма­тивно-правового обеспечения высшего профессионального образования на современном этапе» (14 –15 сент. 2005 г.). –Тюмень, 2005. – С. 93 – 95.

Литература

1. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. – М.: Православное дело, 2000. – 464 с.

2. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура // Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений. Т. 2. – М.: Издательский дом «Покров», 2004. – С. 10 – 17.

3. Понкин И. В. «Правовые основы светскости государства и образования». - М.: Про-Пресс, 2003. – 416 с.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter