В данной статье автор рассматривает угрозы безопасности российского и казахстанского общества в религиозной сфере. Автором выделяется система угроз религиозной безопасности идентичных для России и Казахстана.

In this article the author considers the threat to the security of the Russian and Kazakh society in the religious sphere. The author identifies system security threats to religiousidentical to Russia and Kazakhstan.


обсудить на форуме Несмотря на все усилия, предпринимаемые известными международными силами по разделению постсоветского пространства, народы некогда могучей Советской империи сумели сохранить общность видения многих процессов происходящих в мире и достаточное количество точек соприкосновения. В частности, занимаясь исследованиями проблем религиозной безопасности общества, мы обнаружили, что наше мнение по большинству вопросов в этой сфере совпадает с мнением наших казахстанских коллег.

Прошло 20 лет с момента распада Советского Союза. Но, несмотря на все мыслимые и немыслимые усилия, предпринимаемые известными международными силами во всех без исключения областях общественной жизни, по разделению постсоветского пространства, народы некогда могучей Советской империи сумели сохранить общность видения многих процессов происходящих в мире и достаточное количество точек соприкосновения. В частности, занимаясь исследованиями проблем религиозной безопасности общества, мы обнаружили, что наше мнение по большинству вопросов обеспечения религиозной безопасности общества практически совпадает с мнением наших казахстанских коллег.

Данная статья является попыткой постановки вопроса о необходимости объединения усилий российских и казахстанских ученых по выработке совместной концепции понимания и нейтрализации угроз в религиозной сфере жизни общества. Думается, данный опыт будет полезен для всех членов СНГ, так как большинству из них приходится отвечать на аналогичные вызовы национальной безопасности.

В рамках проблемы обеспечения безопасности общества одно из центральных мест занимает необходимость обеспечения религиозной безопасности. Определение религиозной безопасности до настоящего времени остается дискуссионным. Мы же придерживаемся следующего определения религиозной безопасности. «Это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в религиозной сфере».

Необходимо отметить, что при исследовании проблем безопасности, в том числе и религиозной, как основополагающая встает проблема определения угрозы безопасности. Анализ нормативно-правовых актов посвященных безопасности показывает, что «угроза» является отправной точкой всех исследований.

На настоящий момент большинство авторов, исследующих вопросы национальной безопасности, а также законодатель, указывают на религиозный экстремизм как на основную угрозу в религиозной сфере. В частности, в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [по состоянию на 29 апрель 2008 г.] религиозный экстремизм определяется как: «…возбуждение религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование законной деятельности религиозных объединений, соединенное с насилием либо угрозой его применения...».

Анализируя, приведенное выше определение, мы можем заключить, что, по мысли законодателя, религиозный экстремизм в большей степени касается сферы нетерпимости по отношению к представителям той или иной религии, но тогда за «скобками» остается, например, деятельность многочисленных сатанистских объединений, члены которых совершают массу различных преступлений, в частности, жертвоприношения животных и людей, которые мы считаем целесообразным называть религиозными преступлениями.

Что касается человеческих жертвоприношений, то пострадавшие могут быть людьми никакого отношения к религии не имеющими, что, однако, является несущественным для субъекта преступления.

Таким образом, можно сделать вывод, что целый ряд религиозных правонарушений, в частности, человеческие жертвоприношения остаются вне поля религиозного экстремизма, но, тем не менее, представляют существенную угрозу обществу.

В настоящее же время уголовное законодательство России и Казахстана не учитывает религиозные мотивы при квалификации преступлений, что является ошибкой, так как по нашему мнению, в деятельности человека религиозная мотивация является доминирующей.

В оценке потенциала религиозной мотивации с нами солидарен кандидат политических наук Бахыт Жусипов, который пишет: «… главные противоречия мирового уровня - это противоречия религиозные. Даже национальные противоречия оказываются слабее религиозных, поэтому необходимо больше уделять внимания религии и религиозным движениям в стране».

Таким образом, можно считать, что правонарушения в религиозной сфере носят повышенную общественную опасность и нуждаются в специальной квалификации.

Угрозой религиозной безопасности общества, несомненно, является деятельность религиозных объединений, в которых нарушаются такие права граждан, как право на физическое и психическое здоровье, на рождение и воспитание в семье детей, достойное образование, право на собственность. Существуют религиозные объединения, в доктрине которых заложены идеи космополитизма, последователи которых отказываются от службы в армии, что также является угрозой рождающейся в религиозной сфере.

Здесь считаем необходимым привести высказывание президента Центра социально-гуманитарных исследований «Аспект-М», кандидата политических наук Мухита Асанбаева, который, на наш взгляд, объективно оценивает деструктивную деятельность некоторых религиозных объединений в Казахстане: «В особенности в этом деле преуспели закрытые или запрещенные секты, например, секта «Свидетелей Иеговы», запрещенная во многих западных странах. Опасность этой секты заключается в том, что ее религиозные установки оказывают непоправимый вред психическому и физическому здоровью людей, негативным образом влияет на процесс формирования национальной и гражданской идентичности у населения. Ситуация такова, что самые последователи секты «отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано – службу в армии, работу на государственной службе, присягу, государственные праздники и даже дни рождения». Это секта является одним из самых агрессивных и тоталитарных, абсолютно не терпящих какое-либо инакомыслие. Культ личности, выраженный в полном и беспрекословном отчете руководству – наиболее видимая поведенческая норма, принятая в рамках этой секты».

Нам бы хотелось особенно подчеркнуть, что подобные проблемы стоят и перед российским обществом, но по нашему мнению, казахстанские исследователи более открыто и объективно дают оценки тому или иному феномену в религиозной сфере, другими словами не стесняются называть вещи своими именами. В частности, профессор А.И. Артемьев пишет: «страну наводнили различного рода миссии и ранее никому не известные в Казахстане, но имеющие свою историю за рубежом, нетрадиционные конфессии, прежде всего методизма и протестантизма, индуизма и ислама, а также такие движения и культы, как Бахаи, Церковь Наукологии (Саентология), Церковь Объединения (Муна), АУМ Синрике (АС), Белое братство, Церковь Последнего завета, Движение Новый Век, Храм Исиды, Семья Бога, Церковь Сатаны и т.д…».

В Казахстане существует реальная опасность национальной безопасности и внутренней стабильности страны, связанная с распространением всякого рода религиозных течений и миссионеров, - считает религиовед, кандидат философских наук Муртаза Булутай.

Кроме того, по нашему мнению, личности угрожают и внутренние эндогенные опасности. Например, опасность неправильного понимания законов духовной и религиозной жизни, что может вылиться в появление очередного деструктивного по своей сути религиозного объединения. Примером могут служить события, связанные с «пензенскими затворниками», имевшие место в России осенью 2007 года [6].

На сегодня можно однозначно констатировать тот факт, что опасности, рождающиеся в религиозной сфере, могут угрожать конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности России, Казахстана и других государств. Изучение внутренних документов различных религиозных объединений показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству. Последователь такой религии ни в коем случае не будет отстаивать интересы ни России, ни Казахстана, как, впрочем, и любого другого государства.

Одной из угроз конституционному строю России и Казахстана, несомненно, является религиозный сепаратизм, который часто развивается при совпадении религиозной и этнической самоидентификации тех или иных народов. Наибольшую угрозу для безопасности наших народов в настоящее время представляет использование сепаратистскими силами и группировками, стремящимися к расчленению страны, радикальной религиозной идеологии, в первую очередь, идей ваххабизма.

Таким образом, этнорелигиозный сепаратизм часто является фундаментом для развития религиозного экстремизма,как одной из форм экстремизма как такового [4. С.38].

Особо следует выделить такие проявления религиозного экстремизма, которые осуществляются по инициативе и при поддержке внешних политических субъектов, стремящихся обеспечить свое доминирование в том или ином регионе мира.

Деятельность экстремистских религиозных организаций активно используется международными структурами, стремящимися к мировому господству, как средство разрушения существующих государственных образований и наций. Такая работа проводится в рамках процессов глобализации (вестернизации) и обслуживает геополитические интересы некоторых государств.

Мы считаем, что одним из основных проводников глобализации на пространстве СНГ является религиозная сфера.

Некоторые ученые-правоведы выделяют среди объектов безопасности духовные ценности народов, проживающих на той или иной территории.

Так, С.В. Козлов определяет религиозную безопасность как «состояние стабильного существова­ния, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России» [5. С.7]. И далее он поясняет, что «основным объектом защиты в ходе обеспечения рели­гиозной безопасности является конфессиональная идентичность, которая ба­зируется на устойчивых системах морально-нравственных ценностных пред­почтений. Потеря авторитета традиционных религиозных организаций при­водит к тому, что деструктивный религиозный опыт получает неограничен­ное влияние на социум. В этой связи должна быть не только признана бес­спорная значимость религиозных традиций как социальной конструктивной составляющей, но и исключительность религиозного опыта той нации, о безопасности которой идет речь».

Данный тезис поддерживают и казахстанские ученые. К. Елемес пишет: «Тысячи молодых казахов обратились в различные веры. И неизвестно, сколько их будет в будущем... То, что молодежь отвращается от веры предков, отдаляется от своего народа - это деградация, вырождение… Это не приведет ни к чему хорошему. Что ни говори, не следует одной нации делиться, принимать разные веры. Потому что, если люди поклоняются разным богам, то у них не будет идейного единства. Со временем и в быту, в традициях появятся различия. Сколько бы мы потом ни говорили о том, что мы одна нация, бесспорно начнется процесс разъединения. Это чревато, в будущем угрозой безопасности Казахстана».

Таким образом, можно говорить о системе угроз религиозной безопасности идентичных для России и Казахстана:

1. религиозный экстремизм, который активно используется определенными кругами мирового сообщества как инструмент для осуществления процессов глобализации (вестернизации). Религиозный экстремизм представляет угрозу, как отдельной личности, так и государству, а значит и обществу в целом;

2. религиозные преступления, совершаемые в отношении отдельных людей;3. деятельность нетрадиционных для российского и казахстанского общества религиозных объединений деструктивной направленности отечественного и зарубежного происхождения, чья деятельность опасна как для государства в целом, так и для отдельной личности;

3. эндогенные угрозы личности в религиозной сфере.

Необходимо отметить, что мы не претендуем на формулирование исчерпывающей системы угроз религиозной безопасности. Угрозы религиозной безопасности личности и государства имеют системный характер и требуют дальнейшего изучения и развития правовых средств их нейтрализации. В частности, необходимо раскрыть связь религиозной безопасности с другими институтами безопасности, входящими в структуру национальной безопасности России и Казахстана.

Следующим шагом должна стать работа по формулированию и внедрению средств, в том числе законодательных, предупреждения и нейтрализации угроз религиозной безопасности наших государств.

В частности, одним из основных звеньев обеспечения религиозной безопасности должно стать тесное сотрудничество государства и традиционных для наших народов религий.

Материал опубликован: Роль религии в современном обществе: опыт, проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции (28-29 октября 2011 года). В 2-х томах. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2011. Т 2. С. 76 – 80.

 

Источники и литература:

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.

2. Артемьев А.И. Религия в реалиях казахстанского общества, или К вопросу о духовном согласии и свободе совести – Саясат, 1999. – № 11 – 12.

3. Елемес К. И травинка не сломится без божьего веления // Казахстанско-российская газета. – № 18 – 19. – сентябрь 1995.

4. Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. – 2008, № 6. – С. 34 – 41.

5. Козлов С.В. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности /: дис. … канд. юрид. наук: 23.00.02 / С.В. Козлов. – Ростов н/Д, 2007. – 138 с.

6. Пензенские затворники — группа примерно из 30 человек, ушедших в добровольный затвор в Бековском районе Пензенской области Российской Федерации в ожидании конца света, который, по их убеждениям, должен был произойти в 2012 году в результате падения на землю кометы «Армагеддон», позже дата была изменена на май 2008 года.

7. Религиозные распри подрывают государственные устои - мнение эксперта // http://www.inform.kz/rus/article/206033

8. Религия как угроза безопасности Казахстана // http://www.zonakz.net/articles/13091

9. Современная религиозная ситуация в Казахстане: факторы риска и потенциал религиозной конфликтности. Часть 2. //http://www.aspect-m.kz/rus/index.php?option=com_content&view=article&id=19:-2&catid=4:2010-09-21-05-01-01&Itemid=6

10. Тарасевич И.А. Религиозная безопасность как ключевая сфера национальной безопасности Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. – 2010, № 3. – С. 10 – 14; Также статья размещена на сайте автора: http://tarasevich.ruweb.net/index.php?option=com_content&view=article&id=21:2011-04-16-06-40-33&catid=1:2011-04-02-04-15-11&Itemid=20

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter