данной статье автором рассматривается миф о противостоянии религии, в частности христианства, возникновению научного мировоззрения. Автор высказывает мнение, что такого противостояния никогда не существовало. Истинная наука никогда не находилась в противоречии с христианством. Более того, христианское мировоззрение явилось необходимой основой для зарождения и развития научного мировоззрения.
This article deals with the myth of confrontation between religions and the scientific worldview. It is especially noted that there has never been such confrontation. The opinion that the true science has never been in conflict with Christianity is proposed. As the conclusion it is formulated that Christianity was a necessary basis for the origin and development of the scientific worldview.
Данная статья была опубликована весной 2002 г., но мне ее удалось получить и опубликовать на своем сайте только в начале 2012 г.
Научный руководитель: к. ф. н. Собольникова Е.Н.
Появившееся на рубеже XVI-XVII веков экспериментально-математическое естествознание – это необычайно сложное, трудно обозримое в своем многообразии и многослойности историческое явление. В своем становлении новая наука, как огромная река, вобрала в себя множество крупных и мелких потоков и ручейков, подобно могучему древу оно прирастало почти необозримым числом ветвей и листьев. Даже анализируя творчество одного ученого, не так легко реконструировать все те влияния, которые оставили печать на его творчестве, не говоря уже об общекультурном контексте рождения и развития науки.
Исследования историков, социологов и философов науки последних десятилетий позволили пересмотреть прежний образ науки как автономного образования. Были расшатаны воздвигнутые позитивизмом перегородки между наукой и другими сферами духовной жизни, а главное, была доказана несостоятельность позитивистско-материалистического понимания науки как главного свидетеля в пользу атеизма.
Религия и наука всегда сосуществовали и развивались без какого-либо антагонизма. Ученый и верующий, как правило, совмещались в одном лице. Ученые-атеисты были редчайшим исключением, но и они не утверждали, что их научные данные доказывают небытие Бога.
Наука рождается на рубеже XVI– XVIIвеков в христианской Западной Европе. Несмотря на то, что отдельные донаучные знания были в других культурных общностях, тем не менее, наука там не родилась. Это было обусловлено отсутствием в них необходимых условий. И только в христианстве были все необходимые условия для рождения научной картины мира. В христианстве было засвидетельствовано, что мир создан Богом, поэтому он реален и доступен для изучения, что мир не является злом, так как он создан Богом Милосердным, Богом Любовью. В то же время сам мир не является Богом, поэтому и изучение мира не кощунство и не надругательством над святыней, как это могло бы трактоваться, например, в античном обществе. Мир един, ибо он создан единым Богом, что дает уверенность в единстве законов, действующих во Вселенной.
Но и всех перечисленных предпосылок оказалось недостаточно. Все они наличествовали и в исламе, но, тем не менее, наука не могла там развиваться. В исламе не хватало веры в то, что мир достаточно независим от Бога. Для рождения науки необходима вера в Бога Любовь, Который дарит миру свободу быть самим собой. Такая вера в полной мере существовала только в христианстве.
Предпосылки зарождения науки были и в античности. Но и здесь сакрализация природы, ее обожествление, сделали невозможным научную деятельность. Человек и здесь не был свободен в своих действиях по отношению к окружающей действительности.
Подобное же произошло и в китайской традиции. Утрата веры в единого Творца привела к тому, что человеческий разум уже не мог предъявлять своих прав на познание природы.
И только в христианстве у мира, в том числе и у мира человека, существует гораздо большая степень свободы, чем в других традициях.
Наука рождается в XVI-XVII веках, во времена реакции на эпоху Возрождения. В то время Церкви необходимо было восстанавливать утраченные позиции. Язычество слишком широко распространилось, слишком велика была мода на магию, оккультизм, спиритизм и т.п. Поэтому Церковь в XVI веке нуждалась в союзнике и была чрезвычайно заинтересована в создании научной, то есть антимагической, антиоккультной картины мира.
Не было на рубеже XVI-XVII веков и пресловутого конфликта между христианством и представителями нового научного мировоззрения. Противостояние между Церковью и наукой на рубеже XVI – XVII веков является мифом, поверить в который способен только поверхностный и ограниченный исследователь.
Великие ученые, стоявшие у истоков нового научного мировоззрения были глубоко верующими людьми, строившими свою научную деятельность на теологическом фундаменте.
Одним словом, истинная наука никогда не находилась в противоречии с христианством. Более того, христианское мировоззрение явилось необходимой основой для зарождения и развития научного мировоззрения.
Материал опубликован: Менделеевские чтерния - 2002. Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов (23 апреля 2002 г. ТГПИ им. Д.И. Менделева г. Тобольск). - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. С. 8 - 9.
Примечания:
1. Борбур И. Религия и наука: история и современность. – Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000. – 430с.
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М.: Наука, 1980. – 566с.
3. Яки С. Спаситель науки. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1992. – 316с.
4. Pearcey Nancy R., Thaxton Charles B. The Soul of Science: Christian Faith and Natural Philosophy. – Wheaton, Illinois: Crossway books, 1994. – 298p.
5. Barns, G. Thomas. Science and Biblical Faith: A Science Documentary. – Texas, CRS Books, 1993. – 192 p.