ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УЧРЕЖДЕНИЯ В СИБИРИ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Условия и необходимость учреждения в Сибири духовного учебного заведения с более широкой, чем в начальных школах программой обучения складываются еще в XVII в.
Во второй половине этого столетия завершилась острая идеологическая и политическая борьба вокруг вопроса о возможных направлениях развития высшей школы в России. «Латинское образование», лежащее в основе западной системы образования и имевшее в России немало влиятельных сторонников (напр., Симеон Полоцкий, открывший в 1655 году в Спасском московском монастыре школу, куда направляли учиться грамматике и латыни молодых подъячих Приказа тайных дел), уступило в этой борьбе место более естественному для Российского государства славяно-греческому обучению.
Выдающийся вклад в эту борьбу внес русский иеромонах Тимофей, около 14 лет проведший на Востоке и вернувшийся в Москву в январе 1681 года. В марте этого же года он открыл по указу Патриарха и с санкции царя греческое училище, в которое было набрано 30 учеников из разных сословий. В январе 1684 года в школе обучался уже -191 человек — 23 греческому и 168 — славянскому языкам. Училище было основано при типографии и цели его были ограничены книгоиздательскими нуждами, но оно сыграло важную подготовительную роль.
Усилия иеромонаха Тимофея развили братья Лихуды — Иоанникий (1633—1717) и Софроний (1652—1730), греки по национальности и православные по вероисповеданию. Они закончили Падуанский университет, изучали латинский и греческий языки, философию и богословие, в течение 13 лет занимались преподавательской деятельностью. В марте 1683 года они оказались в Константинополе, где прожили на подворье у Патриарха Досифея пять месяцев. Как раз в это время тот получил от Патриарха Московского Иоакима письмо с просьбой подыскать надежного учителя в Москву.
Бытует предание, что перед отправкой в Москву братья подверглись испытанию, во время которого они показали свою вероисповедную надежность. В Москве их ждало еще одно испытание — уже на девятый день пребывания в столице Руси им было предложено принять участие в диспуте с другим претендентом на академическую кафедру прибывшим из Польши католиком Яном Велободским, — и одержали безоговорочную, блестящую победу. Это не только упрочило их положение в Москве, но и поставило во главе ревнителей православного учения. Патриарх Иоаким поручил братьям создать в Москве высшую богословскую школу на прочных православных основах.
Такая школа была открыта в 1685 году в Богоявленском монастыре, в 1687 году для нее было построено специальное здание и она получила название (неофициальное) Академии.
С основанием Академии в России вводилось образование в объеме западноевропейских университетов. Это доказали уже первые ученики братьев Лихудов. Так, Петру Постникову, не окончившему по разным обстоятельствам полного курса Академии, потребовалось всего два года, чтобы получить, степень доктора философии и медицины в Падуанском университете с правом преподавать эти науки и удостаивать других тех же ученых степеней. Другой ученик Академии, иеромонах Палладий (Роговский) стал доктором философии и богословия в Риме.
Являясь богословской школой, Славяно-греко-латинская Академия с учетом того значения, которое имело Православие в жизни русского общества, не могла не оказать глубокого воздействия на всю духовную и культурную жизнь России своего времени.
Из нее вышли не только церковные, но и общественные и государственные деятели, философы, ученые и поэты. Из Академии вышли М. В. Ломоносов, поэт Карион Истомин (? — после 1717), поэт и дипломат Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744), математик Леонтий Магницкий, первый русский доктор медицины Петр Васильевич Постников и многие другие выдающиеся деятели русской науки и культуры.