В связи с этим усиленно создается образ врага общечеловеческого прогресса, который хочет помешать объединению людей под одной религией. Таких сразу же обвиняют в нетерпимости и шовинизме, в неспособности осмыслить достижения современной мировой культуры и отказаться от своих эгоистических убеждений, ради общемирового прогресса. Православная Церковь стала одним из таких врагов человечества. А ее вина заключается в том, что она пытается указать на невозможность совместить несовместимое. «Эти религии не могут предложить современному европейцу что-то высшее в сравнении с тем, что он может получить от христианства», – говорит В.К. Шохин[17]. По его мнению «высшее достижение европейской духовной культуры – идея «онтологической» уникальности, свободы и нравственной ответственности отдельной человеческой личности, равно как и глубинного единства всего человечества как целого, первостепенно важная для его выживания в настоящее время – имеет именно христианское происхождение. Потому любые возможные опыты «скрещивания» религии перфектного рационализма с любыми другими религиями «пониженного персоналистического содержания» (а таковыми в сравнении с христианством являются в различной степени все остальные) как по отдельности, так и со всеми вместе, были бы в свете сказанного явления вовсе не прогрессивными, но как раз движением назад»[18]. Человек, рассуждающий в уютном кабинете, окруженный всеми благами христианской цивилизации о том великом вкладе, который внесла идея кастовой системы Индии в мировую культуру, не имеет на это ни какого морального права. Наверняка этот человек никогда не задумывался, - смог бы он так же рассуждать об этом, родись он в Индии в касте шудр, или еще хуже – неприкасаемым. Трудно не согласиться с тем, что, то акцентирование внимания на идеях гуманизма, проповедуемых индуизмом и буддизмом, начавшееся в Индии в н. XIX века, происходит не без влияния европейской христианской культуры (имеется в виду британская колонизация Индии – прим. авт.).

    Для не посвященного это все может показаться весьма банальным: христианство встретило конкурента, с которым не хочет делиться местом. Но для Православной Церкви это принципиальный вопрос, не терпящий компромисса, ведь на карту поставлено не что-нибудь, а человеческие души. И как это ни парадоксально, но главный призыв Церкви сейчас состоит в том, чтобы люди обратились к своему разуму, возможности которого они так высоко ценят, и проанализировали, что дало миру христианство за 2000 лет, каким смыслом наполнил его (мир) Богочеловек Иисус Христос, и на что мы хотим его променять, какие цели и смысл несет нам Восток?!

ГЛАВА 2. СВЕТ И ТЬМА ВОСТОКА.
2.1. ИНДУИЗМ.

    Религиозный мир Индии многолик и разнообразен. Его можно представить в виде пестрой и очень красочной картины, которая постоянно переливается всеми цветами радуги, причем цвета – это различные религиозные системы. Индуизм не похож на те религии, знакомые и привычные для человека западной культуры, - христианство, иудаизм или ислам. Он в отличие от них, не представляет собой целостного учения, которое можно было бы сформулировать коротко и ясно. Можно назвать несколько представлений, обобщающих индуизм, разделяемых, вероятно, всеми, кто его исповедует: культ вед, убеждение (по-разному интерпретируемое) в справедливости кастовой системы и почитание коровы как священного животного. Однако можно заметить, что, будучи объединены, они не составят целостного мировоззрения, оставаясь лишь своеобразными опознавательными знаками принадлежности к индуистскому сообществу.

    Другая особенность индийской религии – невозможность исповедовать ее человеку, не принадлежащему к ней по рождению. Индусом можно только родиться. Тем же, кто не рожден в семье, относящейся к одной из варн (сословий, на которые подразделяется традиционное индийское общество) – к брахманам (жрецы), кшатриям (воины), вайшьям (торговцы и ремесленники) или шудрам (остальные индусы), – остается лишь утешаться надеждой, заслужить такое рождение в следующей жизни[19].

    Однако такая перспектива вовсе не пугает западного обывателя, о которой он попросту может и не знать. На фоне бессмысленной повседневной жизни индуизм поражает его воображение романтичностью и загадочностью.

    Восточные проповедники, со своей стороны, делают все, чтобы привлечь к себе как можно большее количество последователей, используя, зачастую, методы приспособления и обмана. «Когда брахманы хотят обратить какое-нибудь туземное племя, почитающее поросенка, то они рассказывают, что поросенок – это аватара Вишну»[20]. Современные секты пошли еще дальше, не стесняясь, они могут, например, сказать, что Иисус – сын Кришны, Бога-Отца, а не какая- нибудь аватара Вишны[21]. Подобные утверждения дают свои результаты. Многие люди, имея поверхностное представление о христианстве, принимают это утверждение за истину, даже и не представляя себе, какая огромная пропасть лежит между Кришной, и вообще всем индуизмом, и Христом. Для индуизма же это не является чем-то существенным, подобные действия (включение в пантеон новых богов) происходят в нем на протяжении уже многих тысяч лет, в конечном итоге все они (боги), по учению Упанишад, представляют один мировой Абсолют.

    Индуизм является настолько богатым учением, что может позволить себе иметь сразу несколько точек зрения, по вопросу избавления человека от страдания и смерти - пусть иногда и противоречащих, но все же взаимодействующих и дополняющих друг друга своими перспективами.

    Основной источник вероучения индуизма – веданта (завершение вед) – состоящая из Упанишады, «Брахмасутры» и «Бхагавадгиты». Наиболее устойчивой и значимой до сегодняшнего дня является адвайта-веданта (недвойственная), основные положения которой сформулировал Шанкара (VIII – IX вв. по Р.Х.), на основе комментариев «Брахмасутры», нескольких основных Упанишад и «Бхагавадгиты». Великому мыслителю удалось восстановить древнюю, строгую форму Веданты и установить канон ортодоксальной философии. В индийской философии она получила название классической Веданты.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter