Что же так ценит христианство в человеке?
Как повествует Священное Писание, после сотворения духовного и физического мира Бог создал человека, для которого и был сотворен этот прекрасный видимый мир. Внешне человек кажется лишь биологическим существом, подобно всему живущему на земле, сродным животным. Но при этом, по словам св. Григория Богослова: «…поставлен отдельно от всего творения, будучи единственной тварью, которая способна сделаться богом»[67]. Сотворение по образу Божию было таким дарованием, которым Бог наделил только человека, и больше никого из всего видимого творения, так что он стал образом Самого Бога. Еврейский термин tselen, переведенный на греческий как eikona (образ, икона), буквально означает: явление, предстательство, замена, равнозначность[68], – лучше всего дает понять, на какую высоту был поставлен человек Богом. «Образ Божий, вложенный Творцом в человека, был зеркалом, отражающим Создателя»[69]. Бог Личность создает человека по образу Своему личностью, тем самым даруя ему способность уподобить свою жизнь Божественному бытию[70]. В этом и заключалась первоначальная цель человеческой жизни, применив все свои личностные свойства: разум, совесть, свободную волю, творчество, любовь и другие, - достичь Богоподобия.
Однако и после грехопадения цель человеческой жизни не изменилась, но усложнился путь ее достижения. После грехопадения образ Божий был искажен в человеке, греховный эгоизм стал преобладающей частью человеческой личности. Страдания же и смерть стали естественными последствиями этого искажения, и отделения человека от Бога. Главной задачей человека, в православном понимании, становится избавление от греха как источника всех зол, мешающего человеку приобщаться к Божественной любви. Избавление же от страданий и смерти, как последствий греха, никогда не мыслилось Православной Церковью приоритетной задачей. «Если жизненная цель не самоуслаждение, не личное счастье, а святость ради Святого Господа, тогда, конечно, и злом в собственном смысле для него будет не отсутствие личного счастья, не страдание, а отсутствие святости, греховная враждебность по отношению к Богу…»[71]. Потому-то «…сущность, смысл и последняя цель спасения человека состоит в избавлении его от греха и в даровании ему вечной святой жизни в общении с Богом»[72].
Ищущий в Церкви избавление от страданий в этом мире, никогда его не найдет. Как мы видим, Христос вот уже как 2000 лет пришел на землю, а эти два врага рода человеческого как были, так и остались в мире. Смерть и страдания остались, но изменилось отношение к ним, они уже не властвуют над человеком, потому что «Христос Воскрес», а значит воскреснут и все верующие в Него. Теперь для человека уже не смерть, но успение, которое завершается воскресением в жизнь вечную. 2000 лет назад миру было открыто, что здесь на земле лишь начало жизни, приготовительный ее период, «…а настоящая жизнь начнется по смерти… И особенный исключительный способ приготовления – благодушное терпение теснот, лишений и скорбей. Кто взглянет, или будет смотреть на земную жизнь такими глазами, тот не станет убиваться, не видя в своей жизни широты и простора… а возревнует об одном, как сделать, чтобы теснота принесла наилучший плод, вкушение которого отсрочивается до будущей жизни»[73]. Церковь дает избавление от греха, что заставляет человека, под действием Святого Духа, внутренне преображать и очищать образ Божий, заложенный в нем. Тогда для человека уже нет страданий, мешающих ему жить, но есть страдания помогающие ему восходить к Богу. В трудные же минуты благодать Божия укрепляет человека и дает ему силы стойко перенести страдания, в надежде и уповании на помощь Божию.
Такое мироощущение наполнило жизнь человека новым высшим смыслом, для него мир не представляется ареной бессмысленного круговорота страданий и смертей. Для христианина каждое действие, происходящее в мире, наполнено смыслом, во всем он видит Промысл Божий, ведущий его к спасению, к жизни вечной в Царствии Небесном. А Господь наш Иисус Христос является для него «Путь, и Истина, и Жизнь» (Ев. от Ин. 14;6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Кризис христианской цивилизации показал, что искание смысла своего существования в других религиях, говорит, скорее, не о том, что мы плохо знаем восточные религии, их Запад изучил уже досконально, но в том, что мы плохо знаем свою религию, свои ценности, которые принесло в мир христианство, а потому плохо понимаем, чего лишаемся, принимая восточное жизнепонимание.
Предлагаемый выход из кризиса – обратиться к своим истокам, к Православной вере, которая вот уже 2000 лет хранит истину Христова учения. Человек должен увидеть, что христианская религия – это преображение человеческой души через благодать Божию и личный подвиг человека. Христианское мировоззрение и Откровение внесло ясность, придало смысл мировой истории, указало начало и конец, определило задачи и приоритеты, ценности жизни отдельного человека и целого народа, сформировало понятия о роли государства на этом пути. Перемена веры не ограничилась только влиянием на индивидуальный душевный строй, но, как и следовало и желать, содействовала и переустройству общечеловеческих взаимоотношений на христианских началах. Господь сказал: « Царствие небесное нудится,…» (Мф. 11;12), - и поэтому здесь нужна борьба с самим собой, борьба с эгоизмом, борьба с грехом. Нужно подчинить свою волю бесконечно глубоким и в то же время бесконечно простым заповедям Господа нашего Иисуса Христа. Заповедям, которые может исполнить и ученый, и неграмотный, и ребенок, и старик. Христос пришел, чтобы спасти людей всех сословий и этнических рас, всех народов, всех наций, всех возрастов; все в Евангелии найдут путь к спасению. Именно поэтому Христианство – религия вечная. По словам Соловьева С.М.: «Известная религия тогда только может уступить место другой, высшей, когда человек в своем развитии переступит ее требования, которые окажутся ниже его нравственных стремлений»[74]. История показывает, что еще ни один человек не смог похвастаться тем, что он полностью и во всем смог исполнить заветы Христа.