Г) Прогрессивный креационизм

    Включает в себя спектр взглядов, который часто связывается с креационизмом старой земли или эпизодическим креационизмом, в котором Бог вмешивается в историю творения в различные периоды в течение творческого процесса. Прогрессивный креационизм обращает особое внимание на чудесное физическое создание Адама и Евы, их непричастность физической смерти в райском состоянии, несмотря на то, что смерть существовала во всем остальном мире. Прогрессивный креационизм, таким образом, с одной стороны, разделяет взгляд на эволюцию живого мира, и с другой признает возможным непосредственное вмешательство Бога в историю человечества.

Д) Эволюционный креационизм

    Является градуалистским историческим взглядом, предполагающим, что анатомически современные люди эволюционировали в Африке 200000 лет назад, а также в течение некоторого периода лингвистической и культурной эволюции. Затем произошел постепенный рост понимания присутствия Бога и призвания в их жизни, но это понимание было сознательно отвергнуто в пользу избрания их собственного пути.

Е) Теистическая эволюция 

    Является дальнейшим развитием протоисторического взгляда, но рассматривает падение как специфическое событие во времени и истории. В этом представлении Бог по Своей благодати избрал пару людей эпохи неолита Ближнем Востоке, которым открыл Себя особым образом, призывая их к общению с Собой.

Ж) Эволюционный теизм 

    В этой модели повествование о падении не имеет отношения к историческому процессу ни в каком отношении, но является вечной историей всечеловека. Это богословский нарратив, который описывает общий опыт человечества в отчуждении от Бога через неподчинение повелению Бога. Каждый человек повторяет этот нарратив в своем собственном опыте.

    Все эти подходы в той или иной степени согласуются с научными и богословскими представлениями, однако каждый может вызвать и определенные возражения. Ряд богословов, особенно на Западе, склонны отрицать историчность Адама и Евы, а также грехопадения, что, несомненно, ставит серьезные богословские вопросы, в частности, необходимость иной интерпретации всего спектра фундаментальных христианских догматов. С нашей точки зрения было бы неправильным проводить полное противопоставление Божественного действия, осуществляемого Творцом через процессы природы и особое творческое вмешательство, требующее возвышения природы вообще и природы человека в частности на качественно иной уровень бытия. Поэтому с нашей точки зрения более приемлемой концепция прогрессивного креационизма, дополненная кенотическим представлением о Боге, предложенным Дж. Хотом.

    В своей работе «Бог после Дарвина» Дж. Хот отмечает, что главная богословская проблема, которую поставило эволюционное учение, заключается в серьезнейшем вызове традиционной концепции Божественного Промысла. Огромное количество страданий, жестокости, расточительности эволюционного процесса привело Дарвина к отвержению идеи Божественного замысла. Ричард Доукинз пишет: «Вселенная, которую мы наблюдаем, имеет именно те свойства, которых мы должны были бы ожидать, если бы не существовало ни замысла, ни цели, ни зла, ни добра, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия». [32] А Стивен Джей Гоулд декларирует, что вследствие безнравственности эволюции, люди могут более не смотреть на природу как этическое руководство вообще. [33]

    Одной из причин конфликтного представления Бога в контексте эволюции является деистическая концепция разумного устроителя, которая предполагает, что Бог вмешивается в историю лишь эпизодически, чтобы исправить положение. Бог христианской веры и богословия есть тот, кто добровольно подвергает себя кенозису. По мнению Дж. Хота «Если поразительная картина самоумаления Бога становится линзами, через которые мы смотрим на процессы жизни, тогда эволюция не будет выглядеть также, как если бы мы начали исходить из идеи Бога как разумного устроителя». [34]

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter