Достижение полной самости – удел избранных и столкновение с бессознательной самостью доступно далеко не каждому. Являясь объединением противоположностей, последняя с необходимостью включает в себя Тень субъекта, которая представляет собой его негативную, отверженную сознанием сторону. Столкновение с нею на пути реализации бессознательной самости является испытанием, которое выдерживает не всякий. Многие уходят от такой встречи, продолжая жить неполноценной жизнью выбранных для себя социально одобряемых ролей. «Такие люди, - по утверждению К.Г. Юнга, - …некоей прекрасной видимостью прикрывают свою смертельную пустоту» [65]. Процесс же сознательной индивидуации на пути достижения полной самости с необходимостью предполагает не просто встречу с собственной Тенью, но её конкретную переработку и интеграцию в новую целостность, что приводит не только к иному видению себя и своих проблем, но и к умению встать над обстоятельствами.

    Юнг говорил о возможных опасностях, стоящих на пути осуществления трансформации сознания, - продукция бессознательного может захватить субъект и привести к растворению сознания в бессознательном. Необходимо опытное руководство со стороны психотерапевта, который направит процесс по нужному пути сознательной ассимиляции продуктов бессознательного.

    Процесс индивидуации, описанный Юнгом, находит своё соответствие не только в даосской, но и в западной алхимической символике. В своём фундаментальном труде «Психология и алхимия» К.Г.Юнг проследил параллели между алхимическими символами и бессознательной продукцией своих пациентов, показав соответствие этой символики архетипам коллективного бессознательного. Румынский философ и мыслитель Мирча Элиаде (1907-1986) писал: «Ему как психологу алхимия со всей своей символикой и со всеми своими опытами представляется переносом на Материю архетипов и проявлений коллективного бессознательного. Opus alchymicum на самом деле является процессом индивидуации, с помощью которого устанавливается своё «Я». …Алхимические поиски бессмертия на психологическом уровне соответствуют процессу индивидуации, интеграции «Я». Что же касается «философского камня», о котором мечтали алхимики, то Юнг видит в его символике несколько значений. Напомним прежде всего, что для Юнга алхимические операции реальны — только реальность эта не физическая, а психическая» [66].

    Таким образом, по Юнгу, для реализации трансцендентной функции необходим прежде всего материал бессознательного, который должен быть сознательно переработан. В случае когда сознание ещё слабо развито, как, например, у народов с примитивной культурой, или же жёстко не противопоставлено бессознательному, но чутко реагирует на его импульсы, как у народов Востока, получения продуктов бессознательного – оно прорывается спонтанно. Для европейца нашего времени, когда происходит «обнищание» символов, усугубляется рациональность, а пропасть между сознанием и бессознательным увеличивается, получение материала бессознательного требует применение специальных техник. Погружение в бессознательное необходимо для того, чтобы предотвратить неприятные и даже страшные последствия его спонтанного прорыва в сознательную, «дневную» жизнь человека. Так как по мере накопления напряжения в бессознательном, импульсы которого не контролируются, бессознательная установка может утвердить себя и занять главенствующее положение в целостной личности. Тогда мы имеем дело не только с индивидуальными расстройствами психики, но и с массовыми психозами.

    Рассмотрев учение доктора Юнга об индивидуации как смысле жизни, на ум невольно приходят замечательные слова святителя Феофана Затворника: «…далеки от истины те, кто поставляют последней целью человека самого же человека, какими бы пышными названиями они не украшали ее, развитием, например, духовных сил или стремлением к усовершенствованию (или индивидуацией – Г.Д.). При такой цели люди разъединяются заботой только о себе и привыкают все обращать в средство, не исключая даже Самого Бога, тогда как, на самом деле, человек, как и все сотворенное, есть средство в деснице Божией для целей Его Божественного Промысла» [67].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter