В настоящее время, можно говорить о рождении и развитии новых угроз национальной безопасности СНГ, которые требуют комплексного изучения с целью последующей эффективной нейтрализации. В современном мире прослеживаются две основные тенденции. С одной стороны, это процесс секуляризации, а с другой, процесс актуализации религиозности и нарастающее во всем мире религиозное противостояние, что может привести к появлению серьезных вызовов системам обеспечения национальной безопасности по всему миру, в частности, в СНГ.

At the present time, we can talk about the birth and development of new threats to the national security of the CIS (Commonwealth of Independent States), which require a complete analyze, in order to follow the effective neutralization. In today's world reveal two main trends. On the one hand, is the process of secularization, and on the other, process actualization of religiosity and increasing worldwide religious confrontation that could lead to serious challenges to national security systems around the world, particularly in the CIS.

Американский политолог С. Хантингтон выдвигает тезис, согласно которому в процессе переориентации глобальной политики с биполярной идеологической модели на полицентристскую плюралистическую резче обозначаются межцивилизационные разломы, обусловленные этническими и конфессиональными различиями стран и международных сообществ. Указанный тезис подтверждается событиями на международной арене, демонстрирующими то, какой высокой может быть роль религиозных факторов в жизни общества.

Механизмы реализации «Арабской весны» во многом носили религиозный характер, без которого представляется невозможным организовать подобные масштабные события. В ирано-американском конфликте одним из определяющих также является религиозный фактор, т. к. именно религия определяет внутреннюю и внешнюю политику Ирана.

Ни для кого не секрет, что за революциями в арабском мире стоят США и их союзники, движимые желанием осуществить передел сырьевой карты мира, и которые успешно используют для достижения своих целей религиозную сферу жизни общества.

Не вызывает сомнения и то, что религиозный фактор будет использоваться иностранными государствами для реализации агрессивных намерений в отношении России и СНГ, как зарекомендовавший себя в качестве эффективного инструмента геополитики.

Факторы религиозной жизни общества в целом, и его отдельных представителей необходимо учитывать при выработке внутренней и внешней политики России и государств СНГ. Относительно российского законодательства, необходимо отметить, что Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ выделяет такие виды безопасности как общественную безопасность, экологическую безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является закрытым, что создает правовые предпосылки для формирования и других самостоятельных институтов национальной безо-пасности России. По нашему мнению, к таким институтам необходимо отнести и институт религиозной безопасности.

На настоящее время, сам термин «религиозная безопасность» до сих пор не имеет устоявшегося юридического определения, что представляет собой сложную и полемическую проблему. Кроме того, никто из исследователей практически не изучал место религиозной безопасности в системе национальной безопасности России и стран СНГ, а также ее конституционно-правовые основы.

Последнее обстоятельство представляется нам серьезным упущением правовой доктрины. Вопросы безопасности всегда были в центре внимания юриспруденции, особенно науки конституционного права. На сегодняшний день, разработка категориально-понятийного аппарата, а также исследование конституционно-правовой базы религиозной безопасности является важнейшим условием выработки и принятия норм законодательства стран СНГ, гарантирующих религиозную, а значит и национальную безопасность. Таким образом, на данный момент можно с уверенностью говорить о том, что система национальной безопасности стран СНГ является уязвимой без выделения религиозной безопасности в качестве обособленного института и без формирования общей правовой доктрины религиозной безопасности для всего постсоветского пространства.

Для достижения этой цели, по нашему мнению, необходимо решение целого ряда задач:
1) доказать необходимость формулирования правой доктрины религиозной безопасности стран СНГ;
2) изучить правовые нормы законодательства стран СНГ, определяющие сущность религиозной безопасности, а также воззрения представителей современной правовой науки на феномен религиозной безопасности и дать ее определение;
3) дать определение угрозы религиозной безопасности стран СНГ;
4) разработать классификацию угроз религиозной безопасности;
5) определить место религиозной безопасности в системе национальной безопасности;
6) обосновать необходимость выделения религиозной безопасности в качестве комплексного правового института;
7) исследовать конституционно-правовую базу религиозной безопасности стран СНГ;
8) доказать, что религиозная безопасность является гарантией стабильности конституционного строя стран СНГ;
9) исследовать конституционно-правовой механизм обеспечения религиозной безопасности;
10) проанализировать конституционное законодательство, а также опыт зарубежных стран в сфере обеспечения религиозной безопасности;
11) изучить связь реализуемых на постсоветском пространстве моделей государственно-религиозных отношений и обеспечения религиозной безопасности;
12) сформулировать принципы обеспечения религиозной безопасности стран СНГ;
13) разработать рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы и практической деятельности органов власти стран СНГ по обеспечению религиозной безопасности;
14) обосновать основные политико-правовые технологии противодействия угрозам в религиозной сфере как внутри СНГ, так и за его пределами.

Указанный выше перечень задач не является исчерпывающим, работа по его развитию и уточнению продолжается и требует консолидации усилий научного сообщества всех государств СНГ.

Положения и выводы, концептуальные решения проблем религиозной безопасности стран СНГ должны использоваться в практической, в частности правотворческой, деятельности органов государственной власти, а также в процессе принятия политических решений руководством соответствующих государств. Выработка стратеги обеспечения религиозной безопасности стран СНГ может послужить базой развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также для выстраивания глобальной модели религиозной безопасности.

Материал опубликован: Роль религий в странах СНГ: Сборник материалов международной конференции. – Астана, 2013. – С. 167 – 169.

Скачать статью в формате PDF

 

Загрузка ...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter